7 сентября в 16 часов приглашаем в Новый выставочный зал на открытие выставки "Живопись Андрея Филиппова", посвященной памяти петербургского художника, безвременно ушедшего осенью 2004 года. Экспозиция в Новом Выставочном зале Музея городской скульптуры представит живописные полотна разных периодов творчества художника. По словам Сергея Даниэля, "живопись Андрея Филиппова производит впечатление самоуглубленного занятия; универсальное здесь явно берет верх над актуальным".
Андрей Валентинович Филиппов родился в Ленинграде 24 апреля 1958 года. Внук художника-графика Бориса Гроссера (1889-197?), эмигрировавшего в Париж, Андрей с детства хочет заниматься изобразительным искусством. В 9 лет он сам записывается во Дворец пионеров, где в то время уже преподавал В.К.Кагарлицкий (1939-1993), в будущем известный художник, член неформального объединения "Эрмитаж". В 1982 году Андрей Филиппов оканчивает ЛХУ им. В.А.Серова, затем продолжает обучение в Академии Художеств им. И. Е. Репина, в мастерской
А.А.Мыльникова. Влияние Кагарлицкого определило творческий путь художника, его неприятие догм официального советского искусства, что обусловило участие Андрея Филиппова в конце 80-х годов в таких выставках, как: "Мужчина и женщина" (1988), "От неофициального искусства к перестройке" (1989). В 90-е годы Андрей Филиппов активно участвует в художественной жизни, в частности, за рубежом. Выставляется в Швеции, совершает творческую поездку в Португалию, представляет русских художников на фестивале "Белые ночи" в Венеции в 1991 году. Его картины приобретают коллекционеры Англии, Германии, Израиля, Италии, России, Франции, Швеции. Отечественный собиратель В. С. Самсонов (1939-2001) представляет работы художника на выставках современного искусства из своей коллекции.
В 1995 году, в память об учителе Кагарлицком его ученики Андрей Филиппов, Андрей Симонов, Дорин Павел и Владислав Наумчик объединяются в группу "Четыре стихии". Идею этого художественного объединения живописцы определяют как "противостояние профессиональному и духовному произволу в живописи, поиск способов обуздания и подчинения случайного в своем творчестве не при помощи каких-то идеологических манифестов, а исключительно пластическими методами. Такое понимание своих задач заставляет в первую очередь заниматься проблемами композиции, формы, цвета и их взаимосвязей" (Каталог "Четыре стихии", СПб, 1995). Последняя выставка, в которой участвовал художник, состоялась в ноябре 2003 года в Мэрии Версаля, в рамках франко-русского фестиваля "Версаль - Санкт-Петербург".
Автор хотел осуществить персональную выставку у себя на родине. Проект памяти художника открывается выставкой живописи в Новом Выставочном зале Музея городской скульптуры. Затем экспозиция, составленная из других живописных и графических работ, а также "компьютерной живописи" Андрея Филиппова, будет представлена в галерее Jam Hall в октябре-ноябре 2005 года. Куратор проекта Татьяна Филиппова, дочь живописца, ставит своей целью открыть художника широкой публике.
В программе выставки: 18 сентября в 17 часов презентация каталога и виртуальной галереи на сайте www.filippov-art.com; 24 сентября в 16 часов обсуждение творчества Андрея Филиппова как представителя третьего поколения "эрмитажной школы" при участии Даниэля, близкого друга Кагарлицкого, и других членов группы "Эрмитаж"; презентация каталога и виртуальной галереи на сайте www.filippov-art.com; 28 сентября в 16 часов закрытие выставки.
Из вступительной статьи к каталогу Андрея Филиппова
В творчестве Андрея Филиппова основное внимание уделено цвету, тесно связанному с пластической формой. Сдержанный колорит гармонично сочетается здесь с тонко разработанной фактурой. Рассматривая работы отца, Сергей Даниэль вспоминает слова Поля Валери: "Чем стала любовь для повествователей и поэтов, тем была нагота для художников формы... так - от идеального тела до самых реальных обнаженных фигур - художники обрели в наготе мотив, свой по преимуществу". Тяготение к этому мотиву, общераспространенному и бесконечно сложному, конечно же, не случайно. Живопись Андрея Филиппова производит впечатление самоуглубленного занятия; универсальное здесь явно берет верх над актуальным.
В пластическом отношении очень интересна тема "перевертыша", разработка циклического движения формы в границах холста". Наиболее ярким примером такой "цикличности", на мой взгляд, является картина "Круговорот" (1994). Ощущение движения, устремленного в бесконечность, в этой работе достигается взаимным "раскручиванием" человека и лошадей, замыкающих его в круге.
Давний друг отца, художник Алексей Озеров говорит, что в женских образах Андрея Филиппова он чувствует "тему глубоких человеческих взаимоотношений и глубинных вопросов. Эта тема дает импульсы, которые проявляются в пластике, в музыкальности произведений". Музыкальность творчества имеет и визуальное воплощение: музыканты, как и танцовщицы, вдохновили отца на целую серию работ. Причем, именно цвет и пластические формы сообщают мелодию зрителю. Фигуры на полотнах иногда просто намечены. Говоря об отсутствии прорисованности некоторых персонажей, друг отца, живописец Дорин Павел обращает внимание на "типичные андреевские руки, непонятно откуда взявшиеся".
Возможно, ключ к пониманию творчества кроется в словах самого художника: … В меня глядят / Уснувшие созданья / Я - отражатель их бессловных нот...
Выставка будет открыта по 28 сентября 2005 года.