23 июня в Мраморном дворце Государственного Русского музея откроется выставка московского художника Валерия Кошлякова "Одежда пространства. Иконусы". Выставка будет представлена объектами и макетами, несущими пластическое задание.
Валерий Николаевич Кошляков родился в городе Сальске Ростовской области в 1962 году. Учился в Ростовском художественном училище им. Грекова. С 1986 по 1989 работал художником в театре музыкальной комедии в Ростове-на-Дону. В конце 80-х он вслед за друзьями перебирается в Москву, где сначала работает декоратором в театре оперетты. В 1991 году Кошляков вступил в товарищество "Искусство или смерть", и до 1993 года жил в художественной коммуне в Трехпрудном переулке, а также участвовал в выставках-акциях Галереи товарищества. В это время художник вырабатывает свой неповторимый стиль - на огромных картонах (2 на 3 м и еще больше), сделанных из найденных на помойках ободранных ящиков от телевизоров, холодильников и прочего, бледной, сильно разбавленной белилами темперой он пишет виды Рима, Венеции, всевозможные классические развалины. Вскоре к нему приходит широкая известность не только в Москве, но и на Западе. 2003 году Валерий Кошляков представлял Россию на 50-Венецианской биеннале.
В Русском музее художник покажет проект "Одежда пространства. Иконусы". Исследование автором предметов среды и версия формообразования. Слияние (или столкновение) накопившегося культурного музейного (исторического музейного) опыта с реальной средой, традиционно не задействованной никаким дизайном.
Иконусы, как поясняет сам художник, условное название символа, предмета от культуры (имеется ввиду музейных накоплений) и одновременно "бескультурья", т.е. предмета грубой окружающей среды. "Если представить такое задание для искусства, как выявление причин и связей внешней окружающей среды с художественным сознанием, а так же увидеть связь их, то можно обнаружить особенность местного формообразования, которое я назвал русским словом "иконус". Он не функционален и по своему языку напоминает народные изделия, поделки отца по хозяйству, такие, как туалет, душ, собачья будка".
Связь иконусов, считает автор, очевидна так же с условной иконной архитектурой " другого мира", а рубленность иконуса схожа с классическим авангардом, с той только разницей, что там символическое освобождение человека - утопия будущего, которое оформлено архитектурой в конструктивистском фэнтази. В иконусах, наоборот, уход и бегство (от всего, что произошло), поиск персональной берлоги, места для одного человека. Кабина или персональный храм, как чистый образ спасения. И если авангард оперировал чистой формой, такой, как куб, шар, квадрат, то иконусы вышли из реальной окружающей среды (т.е. объекты, незадействованные профессиональным дизайном, такие как павильоны, ларьки, всякого рода пристройки, городские урны и т.д.).