На 7 Всероссийском фестивале "Интермузей-2005", который пройдет в Москве с 21 по 26 июня, Музей Е.А. Боратынского совместно с Межшкольным учебным комбинатом Вахитовского района г. Казани представит музейно-образовательную программу для учащихся старших классов "Скворечник" (номинация "Школа в музее").
Скворечник - уютное место для того, чтобы растить птенцов и обучать их навыкам жизни в реальном мире. Музейный "Скворечник" дает знания, навыки и умения парить в музейном пространстве, знакомит с основными музейными профессиями, раздвигает горизонты обыденной жизни, увлекая обучающихся в огромное культурное пространство России, частью которого и является музей.
Цель программы - сформировать у старшеклассников позитивное представление о музее и науке музееведении, ознакомить с практической деятельностью музеев.
Для достижения этой цели предусмотрено семь уровней познания.
Уровень первый. Знакомство.
Определение понятия "музей".
"Музеи - навощенные пустынности, на которых лежит печать храма и салона, кладбища и школы" (Поль Валери).
Своеобразие музейного отношения к действительности. Музееведение - наука или информация о музеях? Цели и задачи освоения музейного пространства. От "музеума" до "экомузея" - зарождение и развитие музейного дела.
Детище Университета и Города: история создания и развития Казанского городского музея (Национального музея Республики Татарстан).
Музейное ожерелье Казани: Музеи Е.А.Боратынского, изобразительных искусств (ГМИИ РТ), А.М. Горького, Салиха Сайдашева, Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Константина Васильева.
"Что день грядущий нам готовит?" - музейный мир на рубеже тысячелетий.
Уровень второй. Эмпиреи.
Как "вещь" становится "экспонатом": предмет - предмет музейного значения - музейный предмет - экспонат.
Коллекция - благородное семейство музейных предметов.
Простые "сложные" свойства музейного предмета: информативность, экспрессивность, аттрактивность. Место подлинника и копии, оригинала и подделки в жизни музея.
Основные функции музея: документирование, научно-исследовательская и культурно-образовательная.
Есть ли у музея "профиль"?
Музейная коммуникация: кто с кем и на каком языке общается в музее.
Уровень третий. Основа основ.
Основа музейной жизни - фонды. Как они устроены.
Неразборчивость сороки или мудрость совы - научное комплектование фондов. Какие свойства предметов служат "пропуском" в фонды музея. Превращение "просто" предмета в предмет "музейный": первичная инвентаризация, научная инвентаризация.
Повседневные заботы хранителей фондов: как сохранить, законсервировать, отреставрировать - некулинарные рецепты музея.
Четыре роковых вопроса госпожи Атрибуции - Что? Кто? Где? Когда?
Осторожные нововведения - "открытое" хранение фондов и компьютеризация фондовой деятельности.
Уровень четвертый. Полет в неизведанное.
Что такое научное исследование? Место науки в музее.
Две сферы музейных исследований: изучение музейного собрания и памятников и музееведческие исследования. Результаты музейных исследований: публикации, каталоги, путеводители, выставки, премьеры рукописей, новых музейных предметов и т.д.
Уровень пятый. Полеты во сне и наяву.
Можно ли повесить "идею на гвоздик"? Азбука музейного проектирования: научная концепция, расширенная тематическая структура, тематико-экспозиционный план (ТЭП).
Единство и борьба противоположностей: Экспозиционер и Художник в музейном пространстве. Экспозиция как текст. Нужен ли музею Сценарист?
Музейная выставка - взлетная площадка для новых идей.
Уровень шестой. Под крылами Зиланта.
Откуда есть пошла Казань. Легенды Казанского Кремля.
"Казань - главный караван-сарай на пути идей европейских в Азию и характера азиатского в Европу" - храмы и мечети города.
Облик старой Казани в стиле классицизма. Буйное царство эклектики.
Штрихи к портрету казанского модерна. Иные времена - иные нравы: конструктивизм и сталинский неоклассицизм на улицах Казани.
Уровень седьмой. Фигуры высшего пилотажа.
Как бороться с "музейной тишиной": виды и формы культурно-образовательной деятельности музея.
"И швец, и жнец, и на дуде игрец": новая профессия - музейный педагог.
"Экскурсия" значит "прогулка" - неувядающая классика музейного пилотажа. Как подготовить и провести экскурсию "с чувством, с толком, с расстановкой".
Кто и зачем приходит в музей (музейная аудитория, характеристика основных групп, особенности работы с различными категориями посетителей). Храм и рынок - роль маркетинга в жизни музея.
В результате освоения полетов в музейном пространстве старшеклассники должны усвоить необходимый объем информации для успешной ориентации в нем, уметь оперировать музееведческими понятиями, овладеть практическими навыками музейной деятельности.
Программой предусмотрено посещение музеев Казани, знакомство с краеведением, историческим прошлым города и республики.
Автор проекта - старший научный сотрудник Музея Е.А. Боратынского в Казани Е.В. Скворцова.