Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственная Третьяковская галерея и "Галерея у Яра" приглашаеют посетить выставку Дмитрия Лиона "Мироздание белого" (Из собрания Третьяковской галереи и частных коллекций). Пресс-показ 16 июня в 15.00. Вернисаж 16 июня в 16.00. Выставка открыта с 17 июня по 14 августа.
Дмитрий Лион - один из самых значительных и оригинальных отечественных графиков последней четверти ХХ века. Его рисунки-письмена предстают зашифрованными посланиями, преодолевающими относительность временных границ, дуализм духовного и физического, противоположность объективного и субъективного. "После четырнадцати вариантов я сам становлюсь пятнадцатым вариантом своего рисунка", - говорил Лион. Выставка в Третьяковской галерее, организованная совместно с "Галереей у Яра", приурочена к 80-летию со дня рождения художника. Демонстрируется около ста графических листов, выполненных с 1955 по 1991 годы, из собрания ГТГ и частных коллекций. В экспозиции представлены основные серии, прошедшие через все творчество Дмитрия Лиона: "Судьбы русских поэтов", "Три жизни Рембрандта", "Благословите идущих", "Зримое в незримом", "Холокост", "Библейский цикл", а также иллюстрации к Г.Мелвиллу, Шолом-Алейхему. Многие произведения выставляются впервые. К вернисажу "Галереей у Яра" подготовлен каталог.
Дмитрий Борисович Лион (1925-1993) родился в Калуге. В 1943 году ушел на фронт; демобилизовавшись в 1952, поступил в Московский полиграфический институт. Занимался у П.Г.Захарова и И.И.Чекмазова и, по его словам, "учился у всего искусства". В 1958 году Лион закончил учебу, однако его последующая судьба как художника книги оказалась чрезвычайно сложной. Его концепция свободного рисования в книге, ассоциативного иллюстрирования, не стесненного буквальным следованием тексту ("Художник не о6язан идти за автором, он обязан не идти за автором", - утверждал Лион), идеи единства письма и рисунка и мечты о целиком рисованной книге слишком опережали свое время. Практически все замыслы по оформлению книг остались неосуществленными. Известны два издания, вышедшие с иллюстрациями Дмитрия Лиона: "Тайпи" Г.Мелвилла ("Мысль", 1967) и "Лирика" Гая Валерия Катулла ("Книга", 1989).
Художник целиком сосредоточился на "чистой" графике. Им было создано огромное число рисунков; он предпринимал опыты в области стенной живописи, расписав фресками стены собственного жилища. Все многочисленные работы Лиона составляют одну целостную и уникальную художественную вселенную, в основе которой - его ярко индивидуальный художественный язык. "Отличительная его черта - минимум визуальных средств: художник искал выразительность не в перегруженности деталями, не в иллюзорности целого, а, напротив, в лаконизме форм, и это придавало каждому прикосновению его пера или карандаша к бумаге поистине знаковый характер. Вязь причудливых линий и отдельных штрихов у Лиона часто напоминает то древние рукописные свитки, то иероглифы, то отточенные графические наброски, доведенные до совершенства пиктографической формулы, а порой похожа на почти случайные, легкие, почти необязательные "почеркушки". Уже в ранних сериях Лиона определилась еще одна важнейшая особенность его творческого метода: отталкиваясь от того или иного текста, он ищет визуальный эквивалент текста, предлагая подчас неожиданное и сугубо индивидуальное его прочтение. Позже художник перешел к сочинению собственных "текстов", которыми и стали его графические серии и отдельные листы, включающие и слово, и зрительный образ. Виртуозно вводя в изображение то буквы, то некие знаки и символы, конструируя из них слова, фразы и целые повествования, Лион уравнивал в правах визуальный и вербальный знаковые ряды. Каждая его работа становилась не только великолепным образцом графического искусства, но и сложным, как будто закодированным конгломератом изобразительных и неизобразительных композиционных элементов. …В работах Лиона одинаково одухотворены и наполнены его творческой энергией и каждый штрих, и каждое пятно, каждое прикосновение к листу и каждая пауза между ними." (А.Толстой)
Из записей Дмитрия Лиона 1950-70-х годов:
"Мироздание белого. Белый мир. Плотность белого. Белое не просто пустота. Это плотность отсутствующего, плотность не материальная - плотность духа"
"Лист - мироздание. В этом мироздании, как и в мире нашем, все соединено".
"Рисуют - зачем? Постигать. Для постижения. Рисование - постижение. Каждый истинный рисунок - модель мироздания".
"Белое не пауза, не промежуток - оно соединяет, соединяет духовно. Искусство соединяет нынешний день со вчерашним и завтрашним; соединяет разрозненные фрагменты явлений, жизни - жизни отдельного, одного человека и целых народов. Соединяет прошлое с настоящим".
"Графика как часть искусства - это зримое в незримом, ведомое в неведомом, конечное в бесконечном, материальное в духовном, конкретное в абстрактном".