Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агенство по культуре и кинематографии, Федеральное государственное учреждение культуры, Всероссийский музей А.С.Пушкина представляют новый проект - выставку работ Вячеслава Михайлова "Лики России".
На выставке заслуженного художника России Вячеслава Саввича Михайлова, предлагаемой посетителям Всероссийского музея А.С.Пушкина в преддверии празднования Пушкинского дня России, представлена необычная серия рисованных портретов, а также уникальное издание новой книги "Александр Пушкин. Люди и годы" (автор - Г.Б.Пинский), проиллюстрированное циклом рисунков художника. Среди работ, представленных на выставке, вы увидите и ныне здравствующих, известных всему миру людей и неизвестных никому. Перед зрителем предстанут и легко узнаваемые истори-ческие персонажи, и некие фантасмагорические образы, в ко-торых лишь угадываются подлинные лица. Выбор героев, по-видимому, не выражает никаких политических, эстетических и прочих пристрастий автора. Здесь и известные русские писатели: Н.Гоголь, В.Хлебников, М.Булгаков, В.Астафьев, А.Битов, деятели культуры и науки Л.Гумилев, Ю.Темирканов, М.Ростропович, О.Ефремов, Е.Леонов, З.Гердт, а также случайные прохожие. Портреты не совсем обычны в тради-ционном понимании этого слова. Мы видим только лица и ничего кроме лиц. Лицо, возникающее из таинственного переплетения штрихов, таяния в белом листе бумаге, набухания до бархатистой тьмы, до превращения в густое пятно, принимает на себя всю нагрузку зрительского восприятия, всю энергию руки художника, всю содержательную суть и изобразительный подтекст. Эти рисунки сделаны линией, с редкой растушевкой - графитным карандашом. В работах видна отличная академическая школа, знание анатомии, страсть к пластической форме, которую художник прекрасно ощущает. Он рисует как бы проекцию формы на плоскость. В.С.Михайлов - художник, глубоко понимающий суть линии и формы, наделенный несомненным чувством стиля. Он всегда был и остается художником неожиданным. Не боится экспериментировать, искать, менять манеру. В отличие от тенденций современного искусства избегать страсти, силы, открытого сильного чувства, он художник темпераментный, постоянно стремящийся ворваться в еще не изведанные пространства мысли, ассоциаций, пластических ходов. И к тому же он наделен редким для зрелого и искушенного мастера качеством - непосредственностью. Любопытно, что В.С.Михайлов не рисует с натуры. Все его персонажи пишутся по памяти. Как правило, он рисует людей, наделенных душевной масштабностью, внутренней силой, а в людях, кажущихся слабыми, пытается отыскать внутреннюю силу, некую тайну, заключенную в человеке. И иной его персонаж, взглянув на такой портрет, вновь поверит в себя. Манера исполнения художника такова, что создается ощущение, что не только мы разглядываем персонажи, но и они смотрят на нас, находясь в диалоге и со зрителями, и со своим создателем. Особняком, правда, стоят портреты некоторых великих, давно ушедших из этого мира, людей. Например, один из главных персонажей выставки - Пушкин или Достоевский. В них есть отстраненное одиночество, рождаемое более строгой, торжественной и отрешенной ритмикой карандаша. Хотя немало значит и зрительская установка: кто-то может увидеть в Пушкине со-временника. Но ощущение огромной эмоциональной и временной дистанции все равно возникает благодаря пластическому решению: черты лица обобщены и укрупнены, ритм масс кажется более масштабным, пятна и линии синтезированы, их меньше, они слово увидены издали. В целом в этой серии рисунков В.С.Михайлов не озабочен единством графических приемов, порой резко меняя их в зависимости от персонажа. Таким образом, художник ведет зрителя к своему пониманию мира и к своему собственному миру. В чреде его портретов воз-никает если не история России, то цепь характеров и судеб, обозначающих ее драму и движение. Художник рисует разных людей, не вынося приговоров, не опасаясь крайностей, стараясь увидеть мучительное многообразие, в котором так трудно найти логику и смысл. Художественные приемы мастера - линии, пятна, вибрации - и тонкий философский смысл его произведений внушают зрителям невольное и благотворное волнение. Мы желаем гостям Всероссийского музея А.С.Пушкина испытать то же самое волнение и насладиться творчеством, безусловно, интересного художника.
(В аннотации использованы материалы доктора искусствоведения, академика Михаила Германа).
Выставка работает с 3 июня по 3 июля 2005 года.