В Третьяковской галерее опять юбилей. Благо художников достаточно и всегда случается у кого-нибудь юбилей. На это раз юбилей у Василия Андреевича Тропинина - 225 лет. Еще повод посмотреть свои запасники, извлечь оттуда, что-нибудь ранее неизвестное зрителю. Все ли нам показали? Много, да не все, еще на другой юбилей хватит. Как выбирают картины? По размеру - что покрупнее. По известности изображаемой персоны. В подборе картин есть интрига - часть работ представил Музей В. А.Тропинина и московских художников его времени. Этот музей сейчас закрыт на реконструкцию, предполагалось на 1 год, а прошло уже несколько.
Что помнит обычный зритель у Тропинина - портрет А. С. Пушкина, Мальчика, Кружевницу и Автопортрет. Зрителя не обманут, все это представлено в Тропининском зале. На выставке кроме картин показаны документы, что на художественной выставке бывает редко.
Портрет А. С. Пушкина двух художников В. А. Тропинина и О. А. Кипренского смотрят друг на друга со стен соседних залов. Портрет Пушкина Тропинина экспонировался всего неделю. Сейчас в ГТГ его уже нет - работа на гастролях, в июне еще пушкинская неделя праздничных мероприятий.
Судьба художника - родился крепостным, был отправлен в Петербург обучаться на кондитера, одновременно посещал портретный класс Академии художеств. Образование не закончил, по велению хозяина вернулся в имение и выполнял самые разные работы - писал портреты, обучал рисованию, был архитектором, маляром, иконописцем и лакеем. Можно сказать что судьба была к нему благосклонна, художник получил вольную и имел востребованную профессию. На выставке представлены 55 работ - 55 портретов. Кто эти люди? Зачастую мы знаем лишь фамилии. В общем, его работы характеризуются как портреты москвичей. Знаменитые "Кружевница" и "Златошвейка". Сам Тропинин был подстать этим трудолюбивым пчелкам. Свои работы он плел как тончайшее кружево. Зрителю остается только отдать дань уважения этому кропотливому творчеству. Что отличает произведения художника? Сложно сказать была ли безоблачна его судьба, но в своих работах он неизменно оптимистичен. Это качество привлекает зрителя спустя два века.
4 сентября картины отправятся по музеям, а в залы ГТГ вернутся картины постоянной экспозиции (Н. Трегуб).