26 мая 2005 года в 16.00 в особняке Румянцева открывается выставка произведений одного из первых петербургских фотографов Ивана Бианки (1811-1893). В экспозиции представлено более 300 фотографий мастера 1850 - 1880-х годов из музеев и частных коллекций России и Швейцарии.
Джованни (Иван) Бианки родился 12 декабря 1811 года в г. Варезе в Австро-Венгрии (сейчас - территория Италии). В 1821 году десятилетнего Джованни привез в Россию его дядя - художник-декоратор Анджело-Джузеппе Артари, преподававший впоследствии в Московском Дворцовом Архитектурном училище. В конце 1830-х гг. молодой Бианки учился в Московском училище живописи и ваяния. В 1939 г. уехал из России для получения дальнейшего образования в Европе. Документальных свидетельств о деятельности И. Бианки в последующие десять лет практически не сохранилось.
Фотографическая карьера Бианки началась в конце 1840 - начале 1850-х годов. Это время в Европе отмечено стремительным развитием фотографии. В 1839 году Луи Дагерр открыл способ получения изображений с помощью камеры-обскуры - дагерротип. Через некоторое время на смену дагерротипу пришел калотип (негатив на вощеной бумаге), а в 1850 году английским скульптором Ф.С.Арчером был изобретен метод, в основе которого лежала замена бумажного негатива стеклянной пластинкой с коллоидной эмульсией.
Первые из известных на сегодняшний день фоторабот Бианки были сделаны в Париже в 1852 году (в том числе фотография, запечатлевшая военный праздник на Марсовом поле в Париже 10 мая 1852 года) и в конце того же года в Петербурге - виды павильона Турецкая баня в Царском Селе. Эти и другие работы 1850-х годов - образцы мастерства фотографа, прекрасно владевшего новыми светописными технологиями: каллотипией и мокроколлодионным способом по методу Арчера.
С 1852 по 1884 год И.Бианки жил и работал в Петербурге. Его первое фотоателье находилось на Михайловской площади в доме А.А.Бодиско. В 1865 году оно переехало в дом 54 (дом А.Н.Демидова) по Невскому проспекту, где находилось до 1872 года.
С 1853 года Бианки начал систематическую съемку достопримечательностей Петербурга. В числе видовых фотографий мастера 1850-х годов - изображения строящегося Исаакиевского собора, нового Благовещенского моста и находившейся на нем часовни Николая Чудотворца, театра-цирка на Театральной площади (впоследствии сгоревшего), цепного Пантелеймоновского моста. Подлинным раритетом является и единственная известная на сегодняшний день фотография Петропавловского собора (1853 года) до реконструкции шпиля, увеличившей его высоту на 8 метров.
Однако в 1850-х годах Бианки больше был известен как портретист. К сожалению, портретных работ мастера этого времени сохранилось очень мало. На выставке будут представлены портреты более позднего периода - 1860-х годов: княгини Изабеллы Гагариной, швейцарского архитектора Андреа Стаффиери и другие.
В 1860-1870-е годы Бианки в основном специализировался на съемке петербургского архитектурного ландшафта. Сохранилось немало фотографий, запечатлевших Петропавловскую крепость, Дворцовую и Английскую набережные, Сенатскую площадь, Стрелку Васильевского острова, Аничков дворец, Городскую думу, Смольный собор и др. Целые серии фоторабот мастера посвящены пригородам Петербурга - Царскому Селу, Петергофу, усадьбам "Михайловке" и "Сергиевке"; ряд работ изображает несохранившиеся до наших дней деревянные дачные постройки. Большинство из этих фотографий демонстрируется на выставке. Рядом с петербургскими видами в экспозиции представлены снимки Бианки 1855 года, сделанные в Москве (виды Кремля, колокольни Ивана Великого, Чудова монастыря, Арсенала, Старой Оружейной палаты) и в Гомеле в 1860-х годах (виды дворца И.Ф.Паскевича и конной статуи князя Юзефа Понятовского).
Значительное место в творчестве Бианки занимала интерьерная фотография. На протяжении 1860-1870-х годов им запечатлены интерьеры императорских и великокняжеских дворцов в Петербурге, Царском Селе и Петергофе, петербургских дворцов и особняков П.А.Шувалова, С.Г.Строганова, П.П. фон Дервиза, А.Л.Штиглица, К.В.Нессельроде. Неоднократно по желанию заказчиков Бианки исполнял целые фотографические альбомы. Интерьерные фотографии Бианки представляют большую художественную и историческую ценность, так как большая часть существовавших некогда интерьеров утрачена безвозвратно, и лишь по сохранившимся фотографиям можно получить представление об их былом великолепии.
Возможно, И.Бианки принадлежит первенство в области фотосъемки плоскостных произведений искусства. В декабре 1854 года Бианки был приглашен хранителем Эрмитажной картинной галереи Ф.А.Бруни запечатлеть фотографическим способом акварели с видами залов Нового Эрмитажа. В 1855-1856 годах мастер исполнил 50 фотографий с акварелей К.А.Ухтомского, Э.П.Гау и Л.-П.Примацци. Некоторые из них можно увидеть на выставке.
Кроме того, Иван Бианки можно считать предтечей современной репортажной фотографии. Ему принадлежат одни из первых фотофиксаций событий государственной важности, происходивших во второй половине ХIХ века. В их числе представленные на выставке документальные работы: "Водосвятие на Неве" (1854), "Крестный ход по случаю открытия часовни Летнего сада" (1867), "Сенатская площадь в день празднования 200-летия со дня рождения Петра I 30 мая 1872 года" (1872), "Открытие памятника Екатерины Великой" (1873).
В 1884 году Бианки покинул Россию и поселился в г. Монтаньоле близ Лугано. Фотографий Ивана Бианки луганского периода не найдено. Скончался фотограф в 1893 году в Лугано в возрасте 82 лет.
На сегодняшний день известно около 500 работ Ивана Бианки. На выставке в особняке Румянцева, где демонстрируется более 300 произведений, впервые столь широко и масштабно представлено творчество фотографа. Наиболее полную информацию о творчестве Бианки содержит каталог выставки, включающий описание большинства известных фотографий мастера.
Выставка подготовлена при участии:
Государственного исторического музея (Москва), Государственного литературного музея (Москва), Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного музея-заповедника "Петергоф", Государственного музея-заповедника "Царское Село", Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Институт материальной культуры РАН, Московского Дома фотографии, Научной библиотеки Российской Академии художеств, Российской Национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки (Москва), Museo Vela, Ligornetto (Швейцария), Biblioteca cantonale di Lugano (Швейцария), а также частных коллекционеров России и Швейцарии.