Накануне Дня музеев в Государственном музее- в знаменитых дворцах: Юсуповском, заповеднике "Павловск" открылась выставка "Красота, возвращенная людям". Выставка приурочена к 100-летию со дня рождения художника и реставратора Анатолия Владимировича Трескина (1905-1986) и одновременно посвящена 60-летию Великой Победы.
Завершив классическое академическое образование в Ленинграде, А.В.Трескин получил в 1928 году диплом художника-техника по монументальной живописи. Благодаря своему учителю профессору Д.И.Киплику, крупнейшему знатоку техники и технологии живописи, А.В.Трескин еще в студенческие годы приобщился к реставрации момументальных росписей. В предвоенные годы он занимался реставрацией живописного декора в Юсуповском, Шуваловском и Строгановском дворцах. Вместе с тем он пробует себя как художник-монументалист: расписывает рабочие клубы, дворцы культуры, санатории для трудящихся, а в 1935 году он исполняет государственный заказ на создание живописных панно в Аничковом дворце, который реконструировали как Дворец пионеров.
В годы ВОВ он стал военным художником. Сначала на полуострове Ханко, а затем в блокадном Ленинграде, являясь главным художником Политуправления Балтийского флота, он писал портреты героев-моряков и летчиков, создав целую портретную галерею Героев Советского Союза: Антоненко, Осипова, Бринько, Гранина. Выполнял многочисленные плакаты, листовки в технике автолитографии, в частности для альбома "Герои Балтики" (1943/44г.), писал батальные картины, прославлявшие мужество и героизм защитников Ленинграда. За комплекс этих работ в годы войны А.В.Трескин был награжден в 1944 году боевым орденом Красной Звезды.
В 1954 г., когда еще велись строительные работы по воссозданию фасадов Павловского дворца, директор музея А.И.Зеленова пригласила художника взяться за воссоздание утраченных монументальных росписей в дворцовых залах. К этому времени А.В.Трескин уже был хорошо известен своими работами по реставрации Парадной лестницы Зимнего дворца и многих залов Эрмитажа (1946-48 гг.), а также живописного декора в Ораниенбауме и Царском Селе (г.Пушкине), довелось ему поработать как реставратору фресок в Новгороде, Пскове и в Суздале.
Но с этого времени и до конца своих дней творческая биография А.В.Трескина была неразрывно связана с Павловском. А.И.Зеленова вспоминала: "Ни один художник не отваживался взять на себя невероятно сложный, вообще необычный труд - вернуть заново то, что унесла война. Никто не брался за эту работу. А Трескин поверил в свои силы и сумел увидеть в этой копоти и руинах дворца, в зияющих провалах исчезнувших перекрытий будущую красоту живописи, музу, которая воцарится в прекрасных помещениях Аполлона".
Для работы во дворце А.В.Трескин подобрал небольшую бригаду, первоначально в нее вошли его жена художник-реставратор В.М.Дядюченко и Г.А.Ольшевский, а также молодые выпускники ЛВПХУ им. В.И.Мухиной: А.И.Буренин, В.В.Зверев, А.А.Морошкин и О.Н.Харламов. Созданию каждого эскиза предшествовала большая изыскательская работа. Художник по крупицам собирал материал: подлинные фрагменты (там, где они уцелели), довоенные фотографии, документальные описания и, конечно, изучение манеры и техники письма каждого декоратора прошлого на примерах имеющихся подлинников, например картин Я.Меттенлейтера, росписей Д.-Б.Скотти в Елагином дворце, декораций Гонзага в усадьбе "Архангельское". После создания эскиза разрабатывался рисунок-эталон в цвете в натуральную величину. Декоративные росписи в Павловском дворце выполнялись разными способами - масляной, темперной и клеевой живописью на разных материалах - по штукатурке, натуральному и искусственному мрамору, стеклу, шелку и на холсте, так как это было в 18 веке.
Задумывая выставку (автор концепции Л.В.Коваль), создатели хотели показать прежде всего тот колоссальный труд художника, который вернул Павловску утраченную в годы войны красоту, так как именно монументальные росписи составляли один из важнейших элементов декора дворца. Эскизы и эталоны для росписей занимают значительное место на выставке. Это главным образом графические работы, выполненные в технике акварели и гуаши и отличающиеся тончайшей проработкой деталей.
Вместе с тем - это монографическая выставка, которая раскрывает различные жизненные этапы художника, а также ступени роста мастерства. А.В.Трескин являлся одним из немногих живописцев-профессионалов, владевших всеми секретами живописного мастерства, техникой масляной, темперной и фресковой живописи. На выставке впервые широко представлены его работы в различных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. Еще в юности он черпал вдохновение и мастерство, копируя великих мастеров прошлого. Истинным украшением являются две превосходные копии мастера - "Мадонна Литта" Леонардо да Винчи и "Венера перед зеркалом" Тициана ( в 1932 году подлинник был продан в Америку и таким образом копия Трескина приобретает особую значимость для отечественной культуры). Имеется и раздел, посвященный его работам военного времени, которые отражают особый пульс времени.
Центральное место в дизайне выставки занимает "Автопортрет в меховой шапке". Это парадный портрет в рост на фоне собственных живописных полотен. Многоплановая композиция портрета раскрывает творческое кредо художника и повествует о его профессиональной судьбе.
Дополняют выставку фотографии, документы и награды художника.
Таким образом, выставка "Красота, возвращенная людям" знакомит посетителей музея с именем художника А.В.Трескина, несколько позабытым в наши дни, художника, чье творчество и сама жизнь являются воплощением времени, художника, чей труд вписан в золотой фонд отечественной культуры. Он единственный из реставраторов был награжден одновременно и Золотой медалью Академии художеств и стал лауреатом Государственной премии в 1975 году.
Выставка будет открыта по октябрь 2005 года.