Выставка В.А.Тропинина, посвященная его 225-летию, представляет свыше 50 живописных и графических работ из собрания Государственной Третьяковской галереи, Музея В.А.Тропинина и московских художников его времени, Государственного Исторического музея, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (СПб), Всероссийского музея А.С.Пушкина (СПб). Экспозиция, дополненная архивными документами, представляет все этапы жизни и творчества мастера.
Василий Андреевич Тропинин (1780-1857) - один из наиболее известных и значительных художников первой половины XIX века, творчество которого во многом определило специфические черты московской живописной традиции и оказало существенное влияние на ее развитие. Крепостной графа А.С.Миниха, затем - графа И.И.Моркова, Тропинин не получил законченного художественного образования. Отправленный И.И.Морковым в Петербург на обучение к кондитеру, в 1799-1804 годах он одновременно посещал портретный класс С.С.Щукина в Академии художеств. Однако Морков не позволил ему завершить учебу, вызвав Тропинина в свое малороссийское имение Кукавка, где тот исполнял обязанности домашнего портретиста и учителя рисования для детей графа и окрестных помещиков, архитектора и иконописца, маляра и лакея за графским столом. В Кукавке Тропинин провел 1804-1812 и 1818-1821 годы; в 1812-1818 вместе с семьей Морковых он жил в Москве.
В ранних портретах Тропинина особенно заметна его связь с искусством XVIII века; но, вместе с тем, художник вырабатывает собственные принципы трактовки образа человека. Вспоминая годы жизни в имении, художник говорил: "… там я без отдыха писал с натуры, писал со всего и со всех… Лучший учитель - природа; нужно предаться ей всею душой, любить ее всем сердцем, и тогда … работа … будет спориться и выходить лучше многих ученых. Я всем обязан природе". В экспозиции представлены изображения жителей Малороссии и членов семьи графа И.И.Моркова, портрет жены, знаменитый "Портрет А.В.Тропинина" (ок.1818, ГТГ), теплый колорит которого А.Н.Бенуа сравнивал с "жирными сливками"; выполненный в Москве "Портрет Н.МИ.Карамзина" (1818, ГТГ).
В 1821 году Тропинин поселился в Москве, став вскоре самым видным московским портретистом. В 1823 году ему удалось освободиться от крепостной зависимости. В 1824 он получил звание академика.
1820-1830-е годы - наиболее плодотворный период творчества художника. Портреты Булахова (1823, ГТГ), К.Г.Равича (1823, ГТГ) - изображения "типичных москвичей", несущие отпечаток атмосферы жизни второй русской столицы, о которой младший современник Тропинина В.Г.Белинский писал: "Москвичи - люди нараспашку, они любят пожить, и в их смысле действительно хорошо живут … Где, кроме Москвы, вы можете быть довольнее тем, что ничего не делаете, а время проводите преприятно?"
Центр выставки - два портрета А.С.Пушкина, выполненные при жизни поэта в 1827 году практически одновременно В.А.Тропининым и О.А.Кипренским. В течение недели их можно будет видеть рядом - только на это время портрет кисти Тропинина предоставлен для выставки Всероссийским музеем А.С.Пушкина на Мойке (СПб). Два знаменитых изображения А.С.Пушкина, демонстрируя образцы петербургской и московской школ портретной живописи, воссоздают образ великого поэта и дополняют друг друга. Уникальную возможность сравнить работы двух знаменитых русских живописцев зрители получат впервые после 1937 года, когда произведение Тропинина покинуло стены ГТГ, где до этого хранилось.
В.А.Тропинин знаменит как создатель особого типа "жанрового портрета", где в основе изображения лежит не конкретный персонаж, но некий идеализированный человеческий тип. В числе наиболее знаменитых работ - "Кружевница" (1823), "Златошвейка" (1826), отмеченные особым теплом, интересом к деталям и некоторой идеализацией моделей в духе сентиментализма
В 1830-1850-е годы Тропинин, как гласит архивный документ, "без всякой обязанности, из одной любви к искусству посещал класс (Московский Художественный класс, впоследствии преобразованный в Московское училище живописи и ваяния, позже МУЖВЗ) и содействовал своими советами его улучшению". Традиции его творчества прослеживаются в московской живописи вплоть до конца XIX века.
Тропининским произведениям свойственен дух радостного приятия жизни. Художник говорил: "Иные обвиняют меня, что мои портреты почти все улыбаются. Да ведь я не придумываю, не сочиняю этих улыбок - я их пишу с натуры. Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица?"