Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и Государственная Третьяковская галерея представляют выставку "Николай Чернышев. 1885-1973". К 120-летию со дня рождения. Избранные произведения из собрания ГТГ и семьи художника. Пресс-показ 19 мая в 12.00. Вернисаж в 16.00. Выставка открыта с 20 мая.
Николай Чернышев - известный участник группы "Маковец", живописец, график, монументалист, автор трудов, посвященных технологии фресковой живописи. Его творчество, отмеченное глубоким лиризмом и искренностью чувств, - пример верности культурной традиции, принципам высокого искусства. Выставка в Третьяковской галерее, приуроченная к 120-летию со дня рождения художника, представляет около 25 живописных и 15 графических работ из собрания ГТГ и семьи художника, созданных с середины 1900-х по 1960-е годы.
Николай Михайлович Чернышев (1885-1973) родился в селе Никольском Тамбовской губернии. В 1901-1911 годах учился в Московской школе живописи, ваяния и зодчества, последние два года - в мастерской В.А.Серова. Летом 1910 несколько месяцев провел в Париже, в мастерской Жюльена. В 1911-1914 годах занимался в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге, где изучал технику офорта, а главное - технику монументальной живописи. Первая известность пришла к художнику в 1915 году, когда появились его рисунки к "Мифологической азбуке", названные критиками "чудом графической поэзии" (А.А.Сидоров). В них начался длившийся всю жизнь своеобразный диалог Чернышева с античностью ("Красота, спорящая с античностью, а подчас и превосходящая ее").
В 1921 году Н.М.Чернышев стал членом Союза художников и поэтов "Искусство - жизнь", в 1922 году переименованного в "Маковец". Участие в этом объединении сыграло решающую роль в судьбе художника, в окончательном выборе им собственного творческого пути. Под воздействием "Маковца", участники которого мечтали о возрождении высокого искусства, о синтезе, о преемственности с мастерами прошлого, определилась ведущая тема в творчестве Чернышева - юность, зарождающиеся и еще не осознающие себя красота и грация. Тогда же окончательно выявился интерес мастера к монументальному искусству, которому впоследствии он отдал немало сил.
1920-е годы стали временем творческого расцвета художника. Им были созданы пленительные образы, неповторимые в своей поэтичности и одухотворенности, которые отныне в искусстве стали "чернышевскими" образами: "Девочка с козленком", "Белье полощут", "Заплетает косу"… Художник писал пейзажи, в которых стремился передать неброскую красоту русской природы. Не раз он обращался к жанру автопортрета. Созданные им портреты близких по духу людей - художников и писателей, - глубоко раскрывающие внутренний мир моделей, перерастают в портреты-образы. Все эти темы прошли через долгое творчество Н.М.Чернышева и воплощались с неизменной искренностью и лиричностью.
Индивидуальный живописный язык Н.М.Чернышева - сплав московской школы живописи с ее интересом к жизни природы и световоздушной среде, уроков аналитического искусства, традиций фрески.
На протяжении многих лет внимание художника привлекали теория и практика монументального искусства. В этой области Чернышев стал одним из крупнейших в стране специалистов. Результатом изучения древнерусской живописи явились книги "Техника стенных росписей" (1930), "Искусство фрески в Древней Руси" (1954). Художник писал статьи и доклады, участвовал в создании мастерских монументальной живописи, выступал консультантом и экспертом, выполнил ряд монументальных работ. В конце 1950-х он обратился к мозаике. Созданная Н.М.Чернышевым в 1957 году мозаичная композиция "Девочка с голубем" вызвала большой интерес и стимулировала развитие этой техники в отечественном искусстве.
Многие годы художник активно преподавал: во Вхутемасе-Вхутеине, в ленинградском Институте пролетарского изобразительного искусства. Эта деятельность завершилась в 1949 году после массового увольнения преподавателей Московского государственного художественного института, среди которых был и Чернышев.
В одной из рукописей Николай Михайлович Чернышев писал: "Душа художника - словно Эолова арфа… Надо чутко прислушиваться к хаосу звуков, чтобы найти один созвучный себе. И искать его надо не ради оригинальности, а для выявления своих образов, своих эмоций, из которых складывается лицо художника".