26 и 28 апреля 2005 года в 19:00 Институт ПРО АРТ при поддержке Фонда Форда, Центральный музей связи им. А.С.Попова представляют Пифийские игры 2005 (состязания композиторов).
Институт ПРО АРТЕ объявляет о проведении четвертых Пифийских Игр. Правила Игр не меняются: в двух концертах, каждый из которых посвящен определенной теме, звучат произведения 10 композиторов, написанные специально для eNsemble и Пифийских Игр. Все сочинения исполняются анонимно. По окончании концерта публика голосованием выбирает наиболее понравившийся опус, и только после этого объявляется авторство. Композитор, чье сочинение получает наибольшее число голосов, становится победителем Пифийских игр и получает главный приз Института ПРО АРТЕ.
Пифийские Игры являются не только уникальным концертным проектом, в котором в течение двух вечеров звучат десять новейших сочинений; это единственный конкурс профессиональных композиторов, где победителей определяет аудитория.
Площадкой для нынешних состязаний выбран Парадный зал Центрального музея связи имени А.С.Попова, расположенный в бывшем особняке канцлера Российской империи князя А.А.Безбородко, (арх. Д.Кваренги). Напомним, что Игры проходили на разных сценах Петербурга: в Белом зале Мраморного дворца (2002), Малом зале Филармонии имени М.И.Глинки (2003), Учебном театре "На Моховой" (2004).
Институт ПРО АРТЕ остается верен обыкновению устраивать одну "добропорядочную" номинацию и одну "подозрительную". Первая - "Элементы. eNsemble со стихиями" (26 апреля 2005) - включает сочинения живущих в Германии российских композиторов Валерия Воронова, Ольги Раевой и Антона Софронова и двух молодых петербургских авторов, Марии Петренко и Николая Мажары. Авторам было предложено развить тему праэлементов, каковыми для музыки могут оказаться самые разнообразные физические и художественные явления.
Во второй номинации - "Ничего святого. eNsemble имеет традиции" (28 апреля 2005) - участвуют москвичи Виктор Екимовский и Дмитрий Курляндский и петербуржцы Юрий Красавин, Владимир Раннев и Борис Филановский. Здесь авторы в острой полемической форме попытаются выявить несовершенство филармонической традиции с ее неоднозначным культом прекрасного. Среди использованных в этой номинации текстов - слова, полученные с помощью генератора случайных букв, и компьютерно обработанный поток сознания агонизирующего гангстера.
Идея Пифийских игр заключается в том, чтобы столкнуть композиторов, как правило избегающих идейной и профессиональной конкуренции, на общем смысловом поле, предложить им соревноваться как в мастерстве, так и в парадоксальности и глубине осмысления заданной темы. Сами же темы, как можно ожидать, будут в каждом концерте раскрыты и обыграны с полнотой, недоступной отдельной личности, пусть даже очень творческой.
eNsemble Института ПРО АРТЕ. Дирижер - Федор Леднев, автор идеи и художественный руководитель - Борис Филановский. Солисты: Андрей Славный (баритон), Ирина Андрякова (сопрано), Сергей Полотовский (чтец).