24 марта в Михайловском замке Государственного Русского музея открывается выставка "Рисунок и акварель в России. XVIII век". Это первый этап большого выставочного проекта "Три века русского рисунка", целью которого является показ шедевров отечественного рисунка XVIII-XX веков. Для выставки выбраны лучшие образцы из богатейшего собрания ГРМ. Представлено более 130 уникальных произведений шестидесяти трех художников, позволяющих судить о богатстве и разнообразии крупнейшего собрания русского рисунка. Многие листы экспонируются впервые.
Самое полное и многогранное собрание рисунка и акварели русских мастеров и художников, работавших в нашей стране, хранится в ГРМ. Общий объем этой коллекции - более ста тысяч листов, из них почти три тысячи относятся к XVIII веку. Каждый из листов XVIII века - драгоценный раритет, так как рисунки в России в то время редко сохраняли, еще реже собирали, а исторические потрясения, выпавшие на долю России в дальнейшем, всегда пагубно сказывались на судьбах памятников культуры. На выставке представлены рисунки живописцев, скульпторов, граверов, архитекторов; среди авторов - знаменитые и безвестные мастера, русские художники и иностранцы, связавшие свое творчество с Россией.
XVIII век - это время перехода русских художников к европейской системе объемного рисунка и формирования художественной школы. Этот процесс проходил в тесном общении русских и иностранных художников. В концепции выставки следует отметить две важные позиции устроителей: 1) показ работ отечественных рисовальщиков и мастеров россики (иностранцев, работавших в России) как явлений единого потока художественной жизни, неразделимого в контексте петербургской культуры; 2) строгое соблюдение хронологических рамок XVIII столетия, что полностью соответствует принятому в ГРМ принципу научной каталогизации: ведь творчество художников, продолжавших работать после 1800 года, принадлежало уже XIX веку.
Самый ранний экспонат на выставке - декоративное обрамление панегирика Петру I работы А.Ф.Зубова (1712 год), примечательное и именем автора - крупнейшего русского гравера первой четверти столетия, и обстоятельствами создания (лист был поднесен Петру I). Следующие десятилетия представлены листами из огромного комплекса изображений предметов, входивших в коллекцию Кунсткамеры (1730-е), планом Киево-Печерской крепости (1744), проектами иллюминаций (1748, 1751,1755). Историческое значение таких произведений невозможно переоценить: в одних случаях они помогают воссоздать состав коллекции Кунсткамеры, в других - оказываются свидетельством канувших в небытие форм общественного увеселения (в XVIII веке очень любили фейерверки и иллюминации, но судить об их красоте и занимательности мы можем только по воспоминаниям современников, гравюрам и рисункам).
В середине XVIII века самое замечательное в художественном отношении явление в русском рисунке - петербургские виды М.И.Махаева (1750-е). Это первый русский рисовальщик, творческий облик которого ярок и значителен, его имя открывает славный ряд имен мастеров рисунка, вошедших в историю русского искусства. Созданный им образ Петербурга остается в пределах искусства XVIII столетия художественным абсолютом, соединяющим фиксационную точность с возвышенным ощущением петербургского пространства и пропорций, а чувство общего - с трогательным вниманием к деталям.
История неравномерно сохранила до наших дней рисунки крупных мастеров. В частности, рисунки портретистов встречаются особенно редко, поэтому почетное место на выставке занимают портреты Екатерины II работы Ф.И.Шубина и Д.Г.Левицкого. В ходе кропотливой музейной научной работы удается определить рисунки известных художников среди безымянных или приписанных другим авторам листов. При изучении рисунка XVIII века особенно остро стоят вопросы атрибуции - установления принадлежности произведения конкретному автору, определения времени его создания, расшифровки сюжета. Этот процесс очень сложен, он требует больших знаний. Иногда с течением времени на основе новых данных возникают переатрибуции - изменения прежних определений. Это естественный процесс музейной научной работы. Так, рисуночное наследие А.П.Лосенко увеличилось на несколько десятков листов благодаря открытиям Е.И.Гавриловой; ею же были атрибутированы большие группы рисунков Г.Ф.Шмидта, Л.-Ж.Ле Лоррена, Л.-Ж.-Ф.Лагрене. По- новому звучат в истории искусства малоизвестные и забытые имена: более двухсот иллюстраций к "Овидиевым превращениям", считавшихся ранее собственноручными произведениями Н.А.Львова, ныне усилиями Н.И.Уваровой перешли к И.Ф.Тупылеву: исследовательница выяснила, что Тупылев рисовал "набело" сюжеты по программе и под наблюдением Н.А.Львова.
Загадки связаны и со многими известными произведениями, авторство которых установлено давно и не подвергается сомнению. Например, ученые несколько десятилетий спорили о времени и обстоятельствах создания знаменитой серии И.А.Ерменева "Нищие-слепцы", поражающей драматической выразительностью образов. В ГРМ пришли к мнению, что талантливый Ерменев создал эту серию в середине 1760-х годов, будучи очень молодым.
Среди рисунков натурщиков, отражающих быстрые успехи молодой академической школы, внимание зрителей привлечет "Натурщица" А.П.Лосенко - первое изображение обнаженной женской модели в русском рисунке. Ту же натурщицу можно увидеть в образе молодой матери в листе "У колыбели" (оба рисунка художник выполнил в 1760-х годах в Париже). Ценители отточенного мастерства имеют редкую возможность сопоставить академические штудии А.Е.Егорова и А.И.Иванова (рисунки "Два натурщика" 1796 года сделаны с одной и той же постановки в натурном классе Академии художеств). Впервые доступны для обозрения рисунки молодых выпускников Академии художеств М.Ф.Воинова и А.М.Иванова, выполненные за границей, где они находились для усовершенствования в искусстве. Лучшими образцами представлен пейзаж: на выставке можно увидеть и гатчинские гуаши С.Ф.Щедрина, и крымские акварели М.М.Иванова. Среди авторов архитектурных рисунков - блестящие имена Ф.Б.Растрелли, Д.Кваренги, М.Ф.Казакова, А.Н.Воронихина, Тома де Томона. В XVIII веке важной частью творчества русских художников оставались религиозные произведения, мастера сохраняли благоговейное и ответственное отношение к этой сфере работы; рисунки А.П.Антропова и В.Л.Боровиковского доносят это чувство до наших дней.
Темы, жанры и техники рисунка XVIII века предстают на выставке во всем разнообразии. Ученик Академии художеств А.П.Давыдов запечатлел для потомков парадное открытие монумента Петру I работы Э.-М.Фальконе в 1782 году. Рисовальщик-любитель Т.Губин в натюрморте-обманке отразил другое историческое событие - взятие крепости Измаил в 1790 году (об этом говорят включенные в натюрморт военные карты, реляции, газетные листы). С безупречным вкусом и изяществом выполнены силуэты Ф.-Г. Сидо и И.-Ф.Антинга, вырезанные из черной бумаги.
Выставка позволяет проследить эволюцию русской акварели от выполнения прикладных и фиксационных задач (планы, карты, проекты) до самостоятельных произведений: в конце столетия в этой технике созданы такие значительные листы, как "Автопортрет (в Кабинете гравюр Эрмитажа)" Г.И.Скородумова (около 1790) и "Российская эскадра, идущая Константинопольским проливом" М.М.Иванова (1799).