17 марта 2005 года в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается выставка произведений московского художника Иллариона Владимировича Голицына. На экспозиции представлено 15 гравюр, 15 рисунков и акварелей, 12 живописных работ и две скульптуры.
Голицын родился в 1928 году в Москве, через три года, после ареста отца художника, семья переехала в город Дмитров. В 1946-1953 Голицын учился в Московском высшем художественно-промышленном училище; в 1957 изучал технику офорта в студии им. И.И.Нивинского; с 1950 пользовался советами В.А.Фаворского и И.С.Ефимова. Последняя дата является переломной, - Илларион Голицын пришел в знаменитый красный дом на Новогиреевской улице, в заповедное "гнездо" где бережно сохранялись традиции русской художественной культуры независимо от того, "какое тысячелетье на дворе". В этом доме уже три четверти века живет несколько поколений художников, близких не только по родственным связям, но по духу, по отношению к искусству и творчеству. Голицын вошел в круг Фаворского и навсегда принял эстетические и нравственные нормы, лежащие в основе безупречного профессионализма, который культивировался в новогиреевском доме.
В 1960-е годы Голицын работает в линогравюре, ксилографии. Одним из самых известных его произведений по праву считается лист "Утром у Фаворского" (1963), наполненный неиссякаемой и печальной любовью к старому учителю. Лирическое дарование Голицына нашло совершенные формы выражения - его линогравюры пронизаны светом, растворяющим ненужные детали. Художник виртуозно пользуется классическими приемами ("черное на белом" и "белое на черном"), постоянно меняет их местами, поэтому изображение то усиливается жесткой линией, то истаивает на глазах. Короткие точные штрихи, как пунктиры, направляют взгляд зрителя, не позволяют уйти в глубину, оторваться от плоскости листа. Таковы лучшие гравюры художника, принадлежащие эпохе "сурового стиля", ставшие его самым поэтическим воплощением.
В 1970-е годы Голицына более занимает рисунок. Бумага и карандаш в его руках приобретают иные качества. Подвижный, нервный, импульсивный - подобные характеристики позволяют говорить о чрезвычайно эмоциональном рисовании, о чутком и вдумчивом отношении к окружающему миру, который художник претворяет в своем творчестве. В 1970-х появился термин "тихая графика", подчеркнувший новые черты в характере графического искусства, несколько уставшего от громогласной "манежной" формы, ориентированной на большие выставочные пространства. И оказалось, что рисунки Голицына легко и естественно отзываются на тихий призыв времени.
В 1980-е и 1990-е годы предпочтение художника отдано акварели и живописи. Цветовая гамма во многом определялась излюбленными сюжетами - интерьерами и портретами, связанными темой исторической памяти. Камертоном множества живописных и акварельных композиций стала комната в доме художника, окрашенная в красные тона, на стенах которой висят фамильные, XVIII века, изображения предков.
Коллекция произведений Иллариона Голицына позволяет зрителю оценить не только "постоянство глубинной темы художника", но и "целостность миропонимания, единство творческой личности", редкие качества в современном искусстве.