17 марта 2005 года в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка произведений петербургского скульптора Михаила Ершова. Она организована в рамках цикла "Юбилеи 2005" и включает в себя около 40 произведений скульптуры и графики.
Михаил Михайлович Ершов родился в Львове в семье художника. Будущий скульптор учился в Львовском училище прикладного искусства, а с 1968 в Высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной на отделении скульптуры в мастерской В.Л.Рыбалко.
Ершов начал выставляться в середине 1970-х годов, на так называемых молодежных выставках: "Молодость страны" (1976, Москва), "Наш современник" (1976, Ленинград), "60 лет ВЛКСМ" (1978, Ленинград), "Всесоюзная молодежная" (1980, Москва). Рядом с привычными тематическими советскими произведениями скульптура молодого автора выглядела "инакомыслием". В фигурах, изображенных Ершовым, хотя и присутствовал обязательный для того времени пафос созидания, но он не был несоциальным. Этапным произведением для Ершова является "Идущая мать" (1976-1989, Бетон) - символический образ женщины - рождающей, защищающей.
В 1980-1990-е годы произведения Ершова становятся более условными. Изучая истоки пластики, обращаясь к искусству доисторических эпох, сформировавших язык скульптуры, Ершов по-своему претворил накопленный опыт. В портретах мастера этого времени можно различить влияние романской скульптуры ("Портрет Андрея", 1980, гипс).
В 1987 году на знаменательной "Выставке московских и ленинградских художников" в Гавани - первой выставке без жюри - было широко представлено неофициальное искусство. Ершов показал на ней более 20-ти произведений. С этого времени Русский музей стал приобретать скульптуры мастера и показывать на своих выставках современного искусства ("Дары и приобретения" 1998-1999, "Портрет жены художника" 2002, "Дорога"2004-2005).
В 1980-1990-е годы скульптор все чаще обращается к камню. Степень условности, к которой он стремится, внутренняя наполненность формы органично нашли свое выражение в твердом материале. В Петербурге появился "Орфей" (1996, серо-розовый гранит, сквер в Тульском переулке) - образ духовной силы, волшебной мощи музыки, которой подчинилось даже царство мертвых. Ровно через год скульптору представилась возможность в рамках симпозиума по камню, проходившего в Саратове выполнить фигуру в белом мраморе, названную "Идущая Клио". Муза Истории, установленная на берегу Волги - свидетель великих побед и поражений - она не только наблюдает за потоком времени, но и карает.
Произведения Ершова последних лет, не меняясь в главном, приобрели новые черты. На смену характерному воплощению жизненной силы, энергии, пришло новое ощущение хрупкости бытия, значительности момента.
Выставку дополняют рисунки мастера, в них звучит та же вечная тема в искусстве - женская фигура. В этом большом цикле, продолжающемся много лет, художник воплощает огромное многообразие излюбленного пластического мотива и наделяет его каждый раз новым содержанием.