17 марта 2005 года в 18.00 Крокин галерея приглашает на вернисаж выставки "Детская болезнь сюрреализма в медицинских универсалиях доктора Тишкова". Живопись 1986 - 1990 гг. Выставка будет открыта с 17 марта по 17 апреля 2005 года.
Телесное присутствует во всех ранних культурах, постоянно напоминая об этом в своих возвращениях. Василий Розанов.
Наша реальность постоянно переживает катастрофу, мощные вибрации всех слоев нашей жизни, актуализируя глубокие слои памяти. В случайностях сдвигов и выбросов верхние слои культуры погружаются в глубинные, освобождая свое место подсознанию, снам и мифам. Искусство Леонида Тишкова как медиум подчиняется этой новейшей модели мироустройства, всматриваясь и вслушиваясь в ее акустические пульсации, обнажая ее конструкцию, ее образную парадигму. Его формы и эволюция энергии живут в синхронности с драматургией катастроф, превращая динамику вертикальных "шатлов" истории в животворность артистического жеста.
"Архивация современности", возникшая как одна из стратегий галереи Крокин, открывает в образности Леонида Тишкова универсальные закономерности этого новейшего процесса, попустительствуя его "наглядности" и "чистоте эксперимента". В этой системе художественных координат "архивация" неожиданно манифестирует "актуальность", транслируя "утраченное" время как "новейшее", возвращая в утомленные формы горизонтального настоящего энергию детства и юности. В ее струящихся потоках, в парении интеллектуальной чувственности зависают птицы. Как когда-то залетевшие в комнату сюрреализма Макса Эрнста, они проникают в пространство ранней живописи Леонида Тишкова, связывая наш расслоенный мир в новую целостность. Их мистическая телесность материализует плоскость картины, предлагая в трехмерных анфиладах времени ее следующие трансформации - объект и инсталлированную предметность.
Птицы-птеродактили радикальной архаики, крылатые демоны искусства, властно и непреложно планируя в 1986 год, московскую мастерскую в Чудовом переулке, открывают в сновидениях Леонида Тишкова новую визуальную реальность. Они, терзая своими клювами, мучили поэта-автора, разъединяли "андреевским крестом" его творческое тело, обнажая внутренние органы, чтобы предоставить жизнь постмодернистским мутациями - стомакам и даблоидам. Генетические технологии Леонида Тишкова опередили клонирования Мэтью Барни на 10 лет, и лишь сегодня они приобретают свою законную ячейку с номером "86" в "Архивации современности". В 1988 году опредмеченная метафора Николая Гоголя, его петербургский "нос" несомненно сближается с магической физиологией Л. Тишкова, переезжая из Петербурга в Москву, в знаменитый ностальгический Фурманный переулок, выстраивая новые художественные коммуникации и распрямляя "складки" Делеза. И далее, Доктор Тишков сам превращается в персонаж, в интегрального героя уральских сказок Бажова, реализуя их крылатую образность в "андерграудных" оппозициях - водолазах. Они как киберы выдерживают давление любой пустоты Торричелли, спускаясь в подземные озера царств Хозяйки Медной Горы, поддерживая шлангами жизни стабильное дыхание тела искусства. Даблоиды художника постепенно обретают сакральность, одухотворяя живописную материю телесного, его священную жертвенность, принимая образы великомучеников - Св. Себастьяна и Св. Варвары. Новая религия стремительно передвигается "апиевой дорогой", дорогой миссионеров и легионеров, прокладывая стратегические оси Москва-Нью-Йорк и Москва-Берлин.
Но там, уже в далеком 86, продолжает пульсировать и отправлять в современность свои сигналы нетленное тело ранней живописи Леонида Тишкова, временами приоткрывая свой реликвариум, свою "раку", мерцая ренессансно-сюрреалистическими образами юности в сегодняшних видеоинсталляциях художника.
Виталий Пацюков