НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Изящные штучки

c 8 марта по 8 апреля 2005Ярославская область
Изящные штучки
Изящные штучки
Изящные штучки
Изящные штучки
Изящные штучки
В Ярославском музее-заповеднике к 8 марта открылась выставка-открытка "Изящные штучки".

Возможно, перед вами вещи из далекого прошлого, а может, вы читаете эти строки, обмахиваясь небольшим элегантным веером-бризе из слоновой кости? Тогда сравните эти два предмета из разного времени, так уж сильно они изменились? Чувство красоты и желание обладать роскошными вещами у человека были с незапамятных времен будь то застежка-фибула или изысканная посуда. Пребывая на службе у человека и не довольствуясь утилитарностью, вещь приобретала свою индивидуальную знаковость или символику, с течением времени совершенствуясь в технике, деталях и материале, а также являлась отражением стиля эпохи и потребностей общества. Одним из таких предметов был веер (от нем.Facher, лат. vanus ). Веера появились на Востоке, в Индии и Китае в XI в. до н.э.. Первые веера делались из листьев пальмы и других растений, позже к ним стали прикреплять длинную ручку, оплетенную кожей. Древнейшие образцы вееров представляют собой куски материи, вставленные в рамку, пользоваться которыми можно было, вращая рукоятку вокруг своей оси. Свое первоначальное значение - спасать человека от жары и несносных насекомых веер быстро перерос. У него появилась своя особая символика, статусность, применение и даже особый язык веера, а форма и материал становились все богаче и разнообразнее. Круглые опахала (утива) на длинной ручке были распространены в Китае в VII-IX в., они изготавливались из шелка, бумаги, перьев. В VII в. в Японии появились складные веера (ооги или сэнсу), с XI в. они входят в обиход в Китае и Корее. Их каркасы делались из рога, китового уса, слоновой кости, сандалового дерева. Такие веера носили в рукаве или за поясом, в разговоре ими манипулировали и каждое движение имело определенный смысл. Причем веером пользовались как мужчины, так и женщины для самых разных целей: веером можно было освежать себя в любое время дня, он помогал объясняться во время беседы, им можно было раздувать огонь, веер, украшенный собственноручно исполненной каллиграфической надписью мог служить изящным подарком, веер мог быть даже оружием. В Европе привезенный из Китая веер стал исключительно женской принадлежностью. В России широкое распространение веера получили после указов Петра I, тогда же и возникли первые мануфактуры по производству этого популярного аксесуара: изготавливались веера "печатные", "турецкого мастерства", "круглые французские цветные", "живописные на резных костях", "большие теневые на деревянных костях" - на любой случай. Веер стал желанным подарком, объектом коллекционирования и предметом роскоши. Представленные на выставке веера из собрания музея-заповедника наглядно демонстрируют вкусовые пристрастия ярославских дам конца XIX-начала ХХ веков. Пышный веер из страусовых перьев сопровождал их на балу, небольшой черный со стразами был уместен в театре. Веерами пользовались охотно и с большим удовольствием, их хрупкость и отзывчивое следование тенденциям моды делало жизнь веера мимолетной и стремительной, и при этом яркой и элитарной.

Благодаря высококлассным специалистам из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им.И.Э.Грабаря (Москва) веера музея-заповедника постепенно раскрываются перед нами, возрождаются как птица Феникс и вновь торжествуют во всем своем блеске и великолепии. Веер из страусовых перьев позволяет оценить всю красоту и изящество работы французского мастера, как будто специально предназначенного для рук прекрасной светской дивы.

Эта выставка-открытка, представляющая часть коллекции вееров музея является анонсом выставочного проекта "Предметы роскошной необходимости", который планируется осуществить к концу 2005 года. Новая выставка задумана авторами не только как ностальгия по прекрасному миру вещей прошлого, но и как попытка идентифицировать самое понятие роскоши в новом времени, ее необходимости и отношения к ней разных социальных слоев общества. В рамках подготовки этого проекта музей-заповедник надеется на диалог со своим зрителем и приглашает к сотрудничеству жителей города для создания яркого праздника к новому 2006 году.

www.museum.ru/N21343
Ваше мнение »»

»»Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес:Ярославская область, г. Ярославль, Богоявленская пл., 25
Проезд:От ж/д вокзала Яр. Главного - тролл. № 1 до площади Ф. Волкова, тролл. № 6 до Богоявленской площади; от автовокзала - тролл. № 5, 9 до Богоявленской площади, авт. №№ 72, 76, 33; все маршрутные такси, идущие через центр
Телефоны:(4852) 30-38-69
сайт:yarkremlin.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.04.2024  x    ?  


К 225-летию поэта. Выставка "Повести Белкина" в Доме-музее Волконских

"Да здравствует Пушкин и праздник его поэзии!" - выставка архивных документов в Изборске

Античность. Система координат - проект музея-заповедника «Архангельское» в парке «Зарядье»

Вернисаж сезона Май/Июнь'24 на "Пушкинской-10"

Выставка «Шолохов. Больше чем писатель»

Открытие летнего сезона в Петергофе

Выставка "Музы непокорённого города" в Рязани

Зураб Церетели. Солнечный сад. Выставка к 90-летию художника

Заключительная выставка "С Россией вместе. Искусство Крыма, ЛНР, ДНР" в Западном крыле Новой Третьяковки

На поле Куликовом. Выставка Елены Машкариной

Всероссийская художественная выставка "Грани победы"

Выставка к 50-летию Байкало-Амурской магистрали в Музее современной истории России

"Образ героя" - выставка военной графики в Артмузе

Выставка «Строкою Пушкина воспето…» в Русском музее фотографии

Вербная ярмарка в усадьбе Волконских

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Жерар Юфера. Один день в музее

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Династия. К юбилею Николая Щеглова

Презентация книги «Мир искусства Надежды Добычиной» в KGallery

Выставка к 80-летию освобождения Крыма и Севастополя от немецко-фашистских захватчиков

Дмитрий Стрелков "Живописная партитура". Живопись

Выставка-ретроспектива "Дневник Победы" в Музее Востока

Лоик. Скульптура войны и мира

Персональная выставка Виктора Калинина «Отсветы»

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка «Хвостатая душа Петербурга»

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru