В Ярославском музее-заповеднике к 8 марта открылась выставка-открытка "Изящные штучки".
Возможно, перед вами вещи из далекого прошлого, а может, вы читаете эти строки, обмахиваясь небольшим элегантным веером-бризе из слоновой кости? Тогда сравните эти два предмета из разного времени, так уж сильно они изменились? Чувство красоты и желание обладать роскошными вещами у человека были с незапамятных времен будь то застежка-фибула или изысканная посуда. Пребывая на службе у человека и не довольствуясь утилитарностью, вещь приобретала свою индивидуальную знаковость или символику, с течением времени совершенствуясь в технике, деталях и материале, а также являлась отражением стиля эпохи и потребностей общества. Одним из таких предметов был веер (от нем.Facher, лат. vanus ). Веера появились на Востоке, в Индии и Китае в XI в. до н.э.. Первые веера делались из листьев пальмы и других растений, позже к ним стали прикреплять длинную ручку, оплетенную кожей. Древнейшие образцы вееров представляют собой куски материи, вставленные в рамку, пользоваться которыми можно было, вращая рукоятку вокруг своей оси. Свое первоначальное значение - спасать человека от жары и несносных насекомых веер быстро перерос. У него появилась своя особая символика, статусность, применение и даже особый язык веера, а форма и материал становились все богаче и разнообразнее. Круглые опахала (утива) на длинной ручке были распространены в Китае в VII-IX в., они изготавливались из шелка, бумаги, перьев. В VII в. в Японии появились складные веера (ооги или сэнсу), с XI в. они входят в обиход в Китае и Корее. Их каркасы делались из рога, китового уса, слоновой кости, сандалового дерева. Такие веера носили в рукаве или за поясом, в разговоре ими манипулировали и каждое движение имело определенный смысл. Причем веером пользовались как мужчины, так и женщины для самых разных целей: веером можно было освежать себя в любое время дня, он помогал объясняться во время беседы, им можно было раздувать огонь, веер, украшенный собственноручно исполненной каллиграфической надписью мог служить изящным подарком, веер мог быть даже оружием. В Европе привезенный из Китая веер стал исключительно женской принадлежностью. В России широкое распространение веера получили после указов Петра I, тогда же и возникли первые мануфактуры по производству этого популярного аксесуара: изготавливались веера "печатные", "турецкого мастерства", "круглые французские цветные", "живописные на резных костях", "большие теневые на деревянных костях" - на любой случай. Веер стал желанным подарком, объектом коллекционирования и предметом роскоши. Представленные на выставке веера из собрания музея-заповедника наглядно демонстрируют вкусовые пристрастия ярославских дам конца XIX-начала ХХ веков. Пышный веер из страусовых перьев сопровождал их на балу, небольшой черный со стразами был уместен в театре. Веерами пользовались охотно и с большим удовольствием, их хрупкость и отзывчивое следование тенденциям моды делало жизнь веера мимолетной и стремительной, и при этом яркой и элитарной.
Благодаря высококлассным специалистам из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им.И.Э.Грабаря (Москва) веера музея-заповедника постепенно раскрываются перед нами, возрождаются как птица Феникс и вновь торжествуют во всем своем блеске и великолепии. Веер из страусовых перьев позволяет оценить всю красоту и изящество работы французского мастера, как будто специально предназначенного для рук прекрасной светской дивы.
Эта выставка-открытка, представляющая часть коллекции вееров музея является анонсом выставочного проекта "Предметы роскошной необходимости", который планируется осуществить к концу 2005 года. Новая выставка задумана авторами не только как ностальгия по прекрасному миру вещей прошлого, но и как попытка идентифицировать самое понятие роскоши в новом времени, ее необходимости и отношения к ней разных социальных слоев общества. В рамках подготовки этого проекта музей-заповедник надеется на диалог со своим зрителем и приглашает к сотрудничеству жителей города для создания яркого праздника к новому 2006 году.