С 17 марта по 17 апреля 2005 года Третьяковская галерея на Крымском валу представляет выставку работ Юрия и Елизаветы Грачевых. После эмиграции в 1977 году в США это - первый совместный показ художников в России. Более чем двадцатилетнее отсутствие на Родине исключило Грачевых из отечественного художественного контекста. Нынешняя выставка - знакомство нескольких поколений зрителей с этими мастерами. Представлено более 20 рисунков углем и карандашом, более 20 живописных полотен Юрия Грачева, а также около 20 живописных работ Елизаветы Грачевой из собрания семьи художников и Государственного Русского музея.
Юрий Грачев (1937-2000) родился в Москве. В 1956 году он окончил Московскую среднюю художественную школу имени В.Сурикова. Уже в школьные годы у него проявился незаурядный талант рисовальщика. Его юношеский рисунок - голова Аполлона - был помещен на обложку книги А.Барща "Рисунок в детской художественной школе". В силу обстоятельств один из лучших учеников школы стал студентом факультета прикладного искусства Текстильного института. Здесь он встретился со своей будущей женой Елизаветой, студенткой того же факультета. Это на долгие годы определило творческий путь художников, обусловило их совместное занятие прикладным искусством. В 1963 году они окончили институт и практически сразу приняли участие в выставке молодых художников в Политехническом институте, где продемонстрировали абстрактные геометрические работы. Затем последовали ежегодные выставки в Манеже, на которых Грачевы представляли гобелены и ткани. Как "прикладники", они достигли известности, были востребованы, материально и творчески успешны. К середине 70-х, находясь на пике признания и благополучия, Юрий Грачев испытывал творческий и личностный кризис. Внутренняя неудовлетворенность художника, загнанного жизненными обстоятельствами в рамки прикладного искусства, вынудила его искать новые возможности самореализации. В "поисках свободы, гармонии и истины" в 1977 году Грачев с семьей уехал из СССР. В 1978 году они обосновались в Нью-Йорке. Юрий работал художником в ведущей текстильной компании "Берлингтон" в течение 6 лет, потом 10 лет - в Метрополитен Опера. Все свободное время он посвящал творчеству, реализуя, наконец, свой дар рисовальщика. С 1978 по 1985 он выполнил более 700 рисунков углем и пастелью, создав галерею персонажей улиц Нью-Йорка - музыкантов, стариков, негров, бродяг, нищих. Отталкиваясь от натурных впечатлений, художник изображал не просто конкретные лица или социальные типы. Он создавал собирательные образы "les miserables", достигшие особого трагизма в серии монохромных рисунков. В середине 1980-х художник увлекся живописью. Он продолжал работать над прежними темами, но в крупном формате и в новых для себя техниках - сначала темпере, затем масле. Обладая уникальными данными мастера рисунка, тонко чувствуя возможности линии, силуэта, живописец Грачев "говорит" на языке экспрессионизма. Открытый насыщенный цвет, гипертрофированный широкий мазок, сильная эмоция - особенности работ конца 1970-90-х годов.
Уехав в Америку, Грачевы оказались в экстремальной ситуации выживания в новой среде. Елизавета почти перестала работать как художник. Лишь после смерти мужа она интенсивно занялась живописью. В 2001 году несколько ее геометрических полотен были показаны на выставке "Абстракция в России" в Русском музее в Петербурге. Для Юрия жизнь в США стала возможностью раскрыть блестящий талант рисовальщика, проявиться как большому драматичному и экспрессивному мастеру. До последних дней, в борьбе со смертельной болезнью Юрий Грачев отстаивал важное для себя звание Художника. В 1998 году состоялась его персональная выставка в галерее "Грегори" в Нью-Йорке. Выставка в Москве - возвращение не только на Родину, но и в стены Третьяковской галереи, которую Грачев любил с детства, где когда-то провел много времени.