В Санкт-Петербургском издательстве фонд "Отечество" в 2004 году вышла книга Н.Гадалиной "Александр Рубцов: петербуржец в Тунисе", которая является первым полным русскоязычным исследованием творчества малоизвестного российского художника. Последнее время появилось много исследований творчества художников эмигрантов. В сферу искусствознания введен широкий круг малоизвестных прежде имен. Зачастую это касается художников, которые после революционных событий оказались в Европе, особенно широко рассматривается тема эмиграции во Францию. Данная книга обращена к мастеру, который прожил вторую часть своей жизни в африканском Тунисе. Это осень необычный аспект. Известно, что многие художники использовали поездки в Африку для обновления творчества, чтобы придать своим работам новое звучание - Матисс, Яковлев, Серебрякова и др. Но неизвестно творчество какого-либо другого художника, который бы посвятил бы всю свою жизнь африканским темам.
Перед молодой исследовательницей Гадалиной стояла чрезвычайно трудная задача: собрать редкие и разрозненные материалы и их систематизировать. По тексту видно, что автор собирала скупые сведения по крупицам. Порою в высказываниях, где не четко указан описываемый персонаж автор по сопоставлениям дат, времени и другим фактам предполагает, что речь идет о Рубцове. Основана на предположениях небольшая часть материалов, в основном автор опирается на архивные данные и публикации о художнике, как российские, так и зарубежные. В книге сочетается жанр научного исследования и художественные описания.
Первая часть книги обращена к началу творческого пути художника, она описывает его обучение в Академии художеств. Подробности этого материала достаточно интересны, так как в изданиях по искусству предреволюционного времени достаточно много критических отзывов об Академии. В это время отчасти были утрачены строгие правила академического обучения, лишь немногие учащиеся стремились их освоить. Наряду с академическими традициями развивались и авангардистские экспериментальные тенденции. По личным предпочтениям Рубцов выбирает приверженность академической школе, которая в это время уже в значительной степени адаптировалась и к реалистической живописи и к импрессионистическому направлению.
Вторая часть исследования посвящена годам пенсионерства А.Рубцова. По давней традиции Академии художеств лучшие выпускники награждались зарубежными поездками. В 1913 г. начинается пенсионерская поездка молодого художника. Задачи заграничной практики - расширить кругозор и выполнить несколько картин на историческую тематику. Рубцова поразила культура Испании, особенно ее мавританская составляющая, в результате чего художник увлекается африканской тематикой. Особенно хочется отметить, что Рубцов достаточно легко адаптировался к особенностям жизни в странах пребывания, быстро находил общий язык с местными жителями. Многие другие художники, оказавшись за границей, сложно привыкали к незнакомой обстановке, не сразу находили нужные контакты. Оказавшись в Марокко, художник был покорен обилием сюжетов для живописи. Посетив Англию, Францию, после краткого визита в Россию, он все же решает вернуться в Африку. В 1914 г. он приезжает в Тунис, где отчасти по собственной воле, а отчасти по воле судьбы прошла вся его дальнейшая жизнь. Художника покорило местное освещение. В творческой манере художник отходит от академической линейности к большей живописности, работает массами. Рубцов пишет местных жителей, пейзажи, архитектуру, интерьеры. Выполнение в 1914 г. работы "Благотворительная рукодельня дам" принесла художнику известность. Рубцова начали приглашать делать заказные портреты. В 1917 г. заканчиваются годы пенсионерства. В это время шла 1-я Мировая война и художник не смог вернуться на Родину. Ему закончили выплачивать академическое пособие, далее начинается самостоятельная творческая работа Рубцова, не связанная с обязательствами перед Академией.
Африканскому периоду творчества отведена третья часть книги. Это наиболее интересный раздел, так как описывает непосредственно художественную жизнь Рубцова. Благодаря изобразительным качествам его искусства и человеческой открытости общительности, мастер легко вошел в культурную среду Туниса. Он активно участвовал в Салонах и других выставках, получил признание общественности, имеет награды, работал над заказными портретами, оформлял интерьеры, выпустил альбом, выступал в прессе. Достаточное количество заказов давали художнику заниматься творчеством по собственному представлению. Наибольших успехов он достиг в жаре пейзажа и этнографических зарисовках. Если изначально искусство художника можно определить как академическое, то со временем оно перерастает эти рамки, становится свободнее. Художественная жизнь первой пол. XX в. изобилует экспериментами разной степени значимости. Рубцов старался быть вне политики как государственной, так и вне борьбы в сфере искусства. Художник был глубоко сосредоточен в своем творчестве. Остается надеяться, что благодаря книге Н. Гадалиной, творчество мастера станет более известно в России.
Четвертая глава содержит в себе научные сведения о том, как собирались материалы о художнике. Российский период творчества приходилось восстанавливать по скупым сведениям, в то время как его тунисско-французский период достаточно полно описан, но на французском языке. Статьи и книги о художнике выходили и при жизни Рубцова, есть и обобщающие исследование, которые опубликованы уже после смерти художника. Его имя введено в искусствознание Туниса и Франции, учреждена премия для художников имени Рубцова, есть специальный центр по изучению его творчества.
Приложением к книге опубликована статья А.Рубцова "Четверть века в Тунисе", где художник подробно описывает бытовые подробности, художественную жизнь. Здесь особенно интересен спокойный тон изложения. Художник отмечает как достоинства, так и недостатки развития искусства в Тунисе. Он перечисляет проблемы и возможные пути решения, без резкой критики и призывов к немедленным изменениям.
В конце книги приведена подробная летопись жизни Рубцова.
Поводя итоги, отметим, что книга Н.Гадалиной "Александр Рубцов: петербуржец в Тунисе" является важным этапом в исследовании творчества интересного и пока еще малоизвестного в России художника. Благодаря энтузиазму автора, история русского зарубежья дополнилась наследием А.Рубцова.
Канд. искусствоведения Н.И.Трегуб.