В Музее-заповеднике "Царицыно" в Оперном доме работает выставка "Четыре шага по Березовой перспективе". На ней представлены фотографии и графика с видами построек на аллее, носившей название "Березовой перспективы".
В экспликации для Екатерины II к Генеральному плану села Царицына В.И.Баженов в 1778 году под литерою "Е" указал Мост с Березовой перспективой - самым главным проспектом ансамбля. Березовая перспектива "досталась в наследство" Баженову от прежних владельцев усадьбы князей Кантемиров. Она проходила по высокому украшенному террасами берегу пруда и вела мимо усадебных дворов к регулярному "французскому" саду. На террасах и по сторонам перспективы были посажены молодые березки, которые и дали название проспекту. В середине XIX века они были заменены липами, частично сохранившимися до наших дней.
Баженов поставил на Березовой перспективе самые главные постройки ансамбля: все три дворца для венценосной владелицы Царицына - императрицы Екатерины. Два из них - Средний дворец, так называемый Оперный дом (1776-1778), и миниатюрный Малый дворец (1776-1778), - до сих пор украшают ансамбль. Но по повелению Екатерины были снесены ее Главный дворец и смотревшие фасадами на Березовую перспективу Большой Кавалерский корпус и предназначенный для придворных фрейлин изящный Камер-юнфарский корпус. Вместо них архитектором М.Ф.Казаковым был сооружен Большой дворец, сегодня - величественная руина.
К настоящему времени от дней Баженова и Екатерины на Березовой перспективе осталось всего четыре постройки: указанный архитектором на Генеральном плане Фигурный мост (1776-1778), который открывал перспективу, Малый дворец на "обрезной горе", Средний дворец под двуглавым государственным орлом, "что у бока садового" и Фигурные ворота (1776-1778), по выражению Баже-нова "нежной готической архитектуры". Позже получившие название Виноградных, они замыкают перспективу на выходе в парк. Все четыре сооружения прекрасно видны на первом плане знаменитой Панорамы Царицына, представленной Баженовым Екатерине II в самом начале строительства ансамбля, в 1776 году.
В XIX - XX веках даже ныне существующие постройки в полной мере разделили несчастливую судьбу архитектурного ансамбля Баженова и Казакова. Оперный дом, в галерее которого должны были проходить придворные собрания и праздники, был заброшен еще в конце XVIII века, сразу после смерти Екатерины. Малый дворец с личными покоями императрицы в начале XIX века был сдан в наем известному московскому "ресторатору" Карлу Лекеню. Для увеселения гуляющей в Царицыне публики здесь была устроена отличная кофейня, просуществовавшая, однако, всего несколько лет. К середине XIX века дворец представлял собою уже живописные развалины. Фигурный мост и Фигурные ворота постепенно ветшали и теряли детали своего декора. С Фигурных ворот исчезла виноградная гроздь, давшая им второе название, вазы, скульптуры купидонов и терракотовых мопсов, стороживших вход на Березовую перспективу. Только сохранившиеся рельефы с изображением трубящих Слав напоминают о том, что садовые Фигурные ворота находятся в родстве с триумфальными арками древности.
На выставке представлены акварели Н.В.Синицына и А.П.Ерченко, фотографии 1940-х-1970-х годов, запечатлевшие любимую царицынской публикой Березовую перспективу и сохранившиеся постройки Баженова в десятилетия предшес-твовавшие реставрации ансамбля. Возвышенная элегичность, красота живописных руин соседствует в них с пронзительным ощущением утраты, постепенного исчезновения драгоценного архитек-турного достояния.
Сегодня эти виды архитектурных сооружений сами по себе получили ценность и значение памятников прошлого, свидетельств ушедшего времени. Страница истории перевернута, отрес-таврированные постройки Баженова обрели новую жизнь и заброшенное, руинированное Царицыно остается только в воспоминаниях очевидцев и на старых изображениях.