Уникальная судьба, разностороннее творчество и неординарная личность художника Александра Александровича Рубцова (1884 -1949), чье искусство одновременно принадлежит русской, французской и арабской культурам, практически не известны специалистам в нашей стране. В 2004 г в Санкт-Петербурге вышла книга молодого искусствоведа Н.Гадалиной "Александр Рубцов: петербуржец в Тунисе", которая стала первой русскоязычной монографией о нем.
В Тунисе и во Франции, гражданином которой художник был с 1924 г., его искусство еще при жизни стало предметом искусствоведческого изучения, музейного и частного коллекционирования. Сегодня работы А.Рубцова украшают интерьеры здания Посольства Франции в Тунисе (г. Тунис) и Французской Резиденции (г.Ла Марса). Произведения художника также находятся в тунисском художественном музее Кассар-Саид и ряде музеев Франции - парижском Карнавале, тулузском Поль-Дюпюи, музеях городов Нарбонна и Байонны. Его биографии и произведениям посвящен ряд монографий и статей. С 1981 г. во Франции существует Художественная Ассоциация А.Рубцова, занимающаяся сохранением и популяризацией его творческого наследия. Ассоциация обладает значительной коллекцией работ мастера, "Дневником", который художник вел по-французски с 1906 г. до конца жизни, его фотоархивом и перепиской. Работы художника периодически показываются французской и тунисской публике в рамках экспозиций, связанных с ориентализмом или юбилейными датами различных Салонов, в которых Рубцов принимал участие. В 1984 г. в парижском павильоне Trianon des jardins de Bagatelle прошла ретроспективная выставка художника "100 лет, 100 шедевров", приуроченная к 100-летию со дня его рождения. С мая по сентябрь 2004 года в музее Басков в Байонне проходила выставка "Александр Рубцов. Художник Магриба", где были представлены работы художника, связанные с этнографической тематикой.
Петербуржец, воспитанник одного из первых русских импрессионистов, профессора Академии Художеств Я.Ционглинского, Рубцов был близок к царскому двору и лично знаком с классиками русского авангарда П.Филоновым и М.Матюшиным. Его ранние работы в жанре интерьера, выполненные в имении князей Голицыных "Марьино", получили признание в придворной и академической среде. Зрелое творчество Рубцова не представлено в российских музеях, а из его произведений академических лет на родине сохранилось лишь два. Живописная штудия "Натурщик" 1904 г. - изображение стоящей мужской фигуры со спины, относящаяся к первому году обучения Рубцова в Академии Художеств, находится в фондах Музея Академии Художеств (Санкт-Пететербург). Эту вещь удалось обнаружить и посмотреть благодаря содействию зав. отделом хранения Музея Академии Л.Н.Целищевой. Она же посоветовала обратиться с запросом о работах Рубцова в Архангельский музей изобразительных искусств. Зам.директора этого музея Е.И.Ружникова ответила, что работа Рубцова "Желтая гостиная в имении "Марьино" находится в экспозиции музея "Портрет в старинном интерьере". В 1916 г. местное Общество любителей изящных искусств решило создать в Архангельске художественный музей. Из музея Академии Художеств в город вскоре прибыла коллекция из 19 картин ( в т.ч. работа Рубцова) и скульптур. Однако, из-за революционных событий, музей создан не был. Картины сначала хранились в помещении женской гимназии, а в 1929 г. 12 из них были переданы в Северный краевой музей. Работа Рубцова, как и некоторые другие в этой коллекции, числилась в актах передачи как работа неизвестного художника. В 1960 г. при передаче картин в образовавшийся Архангельский музей изобразительных искусств их авторство было установлено благодаря Л.Н.Целищевой.
Приехав в Тунис в качестве пенсионера Академии Художеств (1914), художник остался там на всю жизнь по политическим обстоятельствам и личной склонности. Пленэрный пейзажист, портретист французской колонии и тунисской знати, ориенталист, зафиксировавший в своих произведениях образ Старого Туниса, исчезавшего под натиском европеизации, он работал в различных стилях (от академизма до фовизма). Некоторые работы художника содержат элементы футуризма и сюрреализма и даже предвосхищают гиперреализм и поп-арт. Эклектизм искусства Рубцова не был эклектизмом коммерческого плана, а обуславливался стремлением мастера избирать художественную манеру, наиболее адекватную изображаемому сюжету.
Живописец, график и публицист, Рубцов с легкостью вошел в круги художественной элиты французского протектората и стал одной из ключевых фигур тунисской культуры 1920 - 1940-х гг.