17 февраля в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка произведений одного из старейших ленинградских скульпторов Александра Черницкого. Экспозиция включает 18 произведений скульптуры, 10 рисунков и фарфоровую композицию.
Александр Николаевич Черницкий - известный портретист, автор памятников, мемориалов, парковой скульптуры, рисовальщик, живописец, а так же автор стихов и теоретических статей. Настоящая выставка из коллекции Русского музея - дань признания и благодарности художнику.
Черницкий родился 25 августа 1918 года на хуторе Стасивщина Черниговской области. Там же прошло его детство. Щедрая природа Полтавы, уклад семьи сыграли свою роль в формировании духовного склада художника.
Будущий художник учился на архитектурном отделении Строительного института в Харькове (1936-38) и в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Профессиональному росту А.Н.Черницкий обязан Александру Терентьевичу Матвееву - он всю жизнь следовал совету учителя - "учиться у природы", что означает - не пользоваться готовыми образцами, а вникать в законы гармонии мира, видеть их проявление в окружающей жизни. Выбор художником материала, композиции, всегда непосредственно зависит от скульптора: придать портрету общественное звучание или выбрать лирический подход. Черницкий работает методом "прямой рубки" на открытой площадке, в условиях максимально приближенных к естественной среде.
Художник стал автором целой портретной галереи, которая создавалась на протяжении более чем 50 лет. Именно в этом жанре представлено творчество Черницкого на настоящей выставке: портреты Д.Д.Шостаковича, (1947, бронза), И.Ф.Стравинского, (1962, бронза), лётчика В.М.Мамонтова, (1946, бронза), А.А.Вознесенского (1965, кварцит), художника Я.С.Николаева, (1975, керамика), автопортрет, (1992 , гранит). Портрет Д.Д.Шостаковича - один из самых ранних, сделанный в год окончания учёбы в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Он сразу же был приобретён Русским музеем и десятки лет находился в постоянной экспозиции советского искусства. В 1990-е годы Черницким был отлит портрет Д.Д.Шостаковича (1997, установлен возле дома, где жил композитор (ул. Кронверкская д.29) и фигура (1999, фойе Санкт-Петербургской Академической Филармонии им. Д.Д.Шостаковича).
В 1960-е годы Черницкий принял участие в возрождении уникального паркового ансамбля в Крыму (Кучук-Кой, бывшее имение Я.Е.Жуковского), выполненного А.Т.Матвеевым в 1905-1910 годах и почти полностью утраченного во время войны. Позже, в 1970-е - 1990-е годы скульптор сам создал множество произведений декоративной скульптуры, которые украшают парки Санкт-Петербурга, Светогорска (Выборгский район), Полтавы, Чутово, (Полтавской области) и других мест.
А.Черницкий много сделал в области монументальной пластики. Выполненные им памятники воплотили в себе идеи времени, общественный пафос, память о войне. Это мемориалы в различных точках бывшего СССР: памятник погибшим войнам в Старой Руссе (1965, известняк), памятник, установленный на месте расстрела 10.000 жителей Полтавы во время оккупации в Великую Отечественную войну (1967, гранит, Полтава), скульптурная композиция "Мать и сын", посвященная погибшим воинам в Афганистане (1990, гранит, пос. Пикалёво Ленинградской области), памятник В.И.Ленину (1970, гранит, Даугавпилс, Латвия), скульптурная композиция "Сельскому труженику"(1992, гранит, г. Горки, Могилевская область, Белоруссия) и многие, многие другие.
Важное место занимает в творчестве скульптора рисунок. Художник владеет всеми техниками - карандашом, тушью, акварелью. Графические портреты А.Н.Черницкого также являются страницей истории культурной жизни Ленинграда - Петербурга.
Произведения мастера находятся в крупнейших музеях страны: в Москве, Архангельске, Вологде, Ярославле, Саратове, Полтаве, Калининграде.