17 февраля 2005 года в 18.00 Крокин Галерея приглашает на открытие выставки Максима Кантора "Новая империя" (живопись, офорты). Выставка работает до 13 марта 2005 года.
Европейский тур выставки: Felix-Nussbaum-Haus, Osnabruck, Querini Stampalia Fondazione, Venice, Salone Brunelleschi, Florence, Ulster Museum, Belfast, Centre Culturel de Recontre, Abbaye de Neumunster, Luxembourg, Akademie der Kunste, Berlin, Museum Kuppersmuhle, Duisburg. Настоящее собрание картин объединено с офортом Метрополис в выставку Новая империя. Эта выставка является продолжением темы представленной в ГТГ (Пустырь. Атлас, 2001 год).
Серия графики (в техническом отношении: сочетание офорта и литографии - с трех камней печатается цветная литография, далее с медной доски - поверх всего печатается офорт, выполнено в печатной мастерской Лондона) называется Метрополис.
Это 2ая часть (или продолжение) графической серии, которая экспонировалась в ГТГ и называлась Пустырь. Книга Пустырь (я воспринимаю эти серии графики, как средневековую книги, наподобие тех, что делали монахи-хронисты в монастырях) была посвящена России, ее истории, ее самоидентификации, ее персонажам и мифам, месте, которое автор видит в этой ситуации для себя и своих героев.
Книга Метрополис посвящена феномену Запада, его становлению и эволюции в истории, его амбициям и реальности, его мифологии и религии, и его реальности - и месту Запада в сознании автора. Поскольку я живу одновременно и в Англии, и в России, я счел себя вправе говорить о Европе (и о Западе) так же определенно и критически, как я до того - собственно, всю жизнь говорил о России. Полагаю, что без критичного отношения к так называемой современной цивилизации не может сформироваться адекватное ощущение реальности.
Подобно тому, как в первой серии неслучайно были выбраны техники: сочетание офорта и цветной гравюры символизировало сочетание Европы и Азии в российской природе, так во второй книжке сочетание офорта и цветной литографии для меня символизируют сочетание истории и цивилизации - их взаимодействие в западной культуре неоднозначно. Герои - во многом те же самые, что и в первой книге. Они переходят из листа в лист. Порядок листов значим.
Книга снабжена текстом - это семь писем, так же, как и в первом случае они обращены к конкретным лицам. Однако - по соображениям внутренней цензуры - публикация текста отложена на некоторое время. Сейчас офорты включены в общую выставку под названием Новая Империя, и масляные картины поддерживают то направление мысли, которое я хотел утвердить в офортах.
Посвятив половину жизни анализу общества, которое сложилось в России в двадцатом веке, общества, типичного для тоталитарной модели прошлого века, я посчитал нужным рассмотреть то состояние просвещённого мира, которое сменило тоталитарные режимы.
При анализе явлений - и писании картин соответственно - я пользовался традиционным методом, описанным ещё Фомой Аквинским. Согласно ему, всякий образ допускает четыре уровня толкования. Бытовое, аллегорическое, аналогическое (т.е. символическое) и богословское. Признавая наличие духовной иерархии (в искусстве в том числе), я не считаю эти уровни равноправными, но все они необходимы.
Выбор техник (а именно: масляная живопись и офорт на меди) не случаен. Я полагаю, именно эти консервативные манеры изложения наилучшим образом подходят для утверждения указанной позиции.