27 января в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается выставка одного из лидеров неофициального искусства 60-70-х годов Олега Васильева "Память говорит (темы и вариации)". Она организована совместно с Государственной Третьяковской галереей и "Kolodzei Art Foundation" (США). Экспозиция представляет произведения художника из музейных и частных собраний и способствует возвращению на родину искусства художника, с 1990 года живущего и работающего в США.
Олег Васильев родился в 1931 в Москве. В 1947-1952 годах учился в художественной школе, в 1958 закончил графическое отделение Государственного художественного института имени В.И.Сурикова. В содружестве с Эриком Булатовым с начала 1960-х Олег Васильев занимался иллюстрированием детских книг. Их творческий тандем успешно существовал на протяжении 33-х лет. Время, свободное от работы над оформлением изданий, - примерно по шесть месяцев ежегодно - посвящалось самостоятельному творчеству. В 1960-е Васильев исследовал возможности живописи как специфического языка. Отталкиваясь от системы Фаворского, он изучал проблему "мира картины", его поверхности и границ, внутренние энергетические токи, преобразование предметов и пространства в пределах холста. Тогда зародились основные темы, сохранившиеся в творчестве Васильева после того, как он покинул Россию, и существующие по сей день: воспоминания о доме, дорогах, лесах, полях, друзьях, семье.
В 1965 году Васильев создает "Дом на Анзере". Первую работу, которую считает началом своего творчества. В 1968 году прошла его первая выставка в кафе "Синяя птица", где большинство художников-нонкомформистов начинали свою выставочную деятельность.
Как и многие другие художники-нонконформисты, Васильев избегал открытого противостояния советской системе. Он никогда не считал себя политическим художником, считая, что искусство и политика несовместимы.
Начиная с 1980-х искусство Олега Васильева демонстрировалось в Европе - в Германии, Норвегии, Швейцарии, Италии, Франции, Испании, - а также в США.
После переезда в Нью-Йорк работы Васильева нашли новую аудиторию и коллекционеров. В некоторых своих работах этого периода художник вернулся к социально-политическому комментарию, переосмыслив российскую историю после отъезда.
В своих работах Васильев часто обращается к литературным цитатам и аллюзиям - от классической до современной литературы, от Чехова, Фолкнера, Гомера до Всеволода Некрасова и др. Литературные ссылки являются ключом к пространству картины.
Выставка "Память говорит" - ретроспективная экспозиция, демонстрирующая произведения, созданные с конца 1940-х годов по сегодняшний день. Это своего рода интеллектуальное путешествие по всем этапам творческой жизни художника. В названии заключена аллюзия на книгу Владимира Набокова "Память, говори"(В русском переводе - "Другие берега"). Это путешествие в жизнь художника, представляющая личный выбор визуальных тем и изображений прошлого и настоящего.
Издательством "Palace Edition" к выставке подготовлено одноименное издание. В хронологическом порядке и в соответствии с основными темами и их развитием в нем представлены работы и проекты художника. Кроме того, в книгу вошли статьи и эссе Олега Васильева, Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Виктора и Маргариты Тупициных, Эмай Воллах, Эндрю Соломона, Натальи Колодзей.