Посольство Китайской Народной Республики, Фирма Интерэко г.Москва, Волгоградский музей изобразительных искусств, Донской фонд Рерихов г. Ростов-на-Дону представляют выставку "Традиционная живопись Востока". Выставка работает с 30 декабря 2004 года по 28 февраля 2005 года.
Выставка "Традиционная живопись востока" знакомит с буддийской живописью и прикладным искусством 18-20 вв. из собрания художника-искусствоведа И.Г.Ковалёва и произведениями современных китайских художников в стиле гохуа.
Китайская традиционная живопись "гохуа" имеет многовековую историю, наделена яркой национальной самобытностью и своеобразием художественных форм. В 7-13 веках китайцы почитали живопись как важнейший из видов искусства. Живопись охватила многие явления жизни, в ней нашли отражения и пристальное внимание к природе, и зоркая наблюдательность к быту горожан. Живопись этого времени приблизилась к поэзии. Картина не мыслилась без стихотворной надписи. С 8 века китайские мастера наряду с минеральными красками стали применять богатую оттенками чёрную тушь. С 7 по 13 век художники работали в основном на шёлке, позже получает распространение бумага, тонкая, хорошо впитывающая тушь. В 8 веке сложились и основные манеры письма: "гун-би" - прилежная кисть и "сё-и" - свободная, как-бы незавершённая живопись идеи. Возникают основные жанры национальной живописи "горы и воды", "цветы и птицы", "растения и насекомые". Самой распространённой формой живописного произведения становится свиток - горизонтальный или вертикальный. Китайские художники не работали с натуры, в пейзажах они применяли так называемую рассеянную перспективу, вытянутая форма свитка способствовала передаче огромное пространства, которое достигалось за счёт чередования планов, высокого горизонта, планы связывались туманной дымкой или водным пространством. В 10-11 веках, помимо свитков, возникают и маленькие композиции, которые служили для украшения ширм, вееров. Достигает расцвета жанр "цветы и птицы". В любую самую незначительную сценку художники стремились вложить глубокие поэтические чувства. Национальная китайская живопись гохуа развивается, и сегодня, появляются новые школы и направления, а художники, усваивая лучшие из старой живописи, создают оригинальные произведения.
Буддийское искусство на выставке представлено тибетскими живописными иконами на свитках. Иконы (танка) служили источником просвещения и художественно-эстетического воспитания современников. В буддийской живописи не натура, а канон определял сюжет произведения, а композиция и цветовое решение было направлено на передачу "внутреннего видения" - духовного. Сфера применения танк была обширной. Их помещали в храмах и на домашних алтарях, вкладывали внутрь мемориальных памятников и скульптур. Иконы с изображением соответствующего божества заказывали ко дню рождения, свадьбе, иному торжеству. Их носили внутри маленьких ладанок-гуу. Одно из предназначений произведений тибетской средневековой живописи - служить зрителю средством постижения высшей истины путём слияния со своим божественным патроном. Это требовало определённой интеллектуальной и духовной подготовки. На выставке практически все произведения буддийской живописи сопровождены подробными аннотациями и пояснениями.
Уникальная выставка "Традиционная живопись Востока" сформирована из подлинных произведений живописи Китая и Тибета и предметов декоративно-прикладного искусства.