26 января 2005 года в 17.00 в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева открывается выставка гравюр Альбрехта Дюрера под названием "Страсти по Дюреру".
Альбрехт Дюрер (1471 - 1528), величайший художник немецкого Возрождения, поражает широтой своего творческого диапазона. Живопись, рисунок, ксилография, гравюра на меди - везде Дюрер открывает новые горизонты.
Именно обращение Дюрера к гравюре окончательно поставило ее в один ряд с другими видами искусств, освободив от налета ремесленничества, изменив сам взгляд на особенности и возможности этой техники.
Гравюры на дереве Альбрехта Дюрера из серии "Малые страсти", выполненные в 1509 - 1511 г.г., представлены Кировским художественным музеем имени Братьев Васнецовых. Серия гравюр "Малые страсти" получила свое название из-за малого формата листов - около 13х10 см.
Впервые эта серия была напечатана в виде книжки таким образом, что на странице размещалось сразу по четыре картинки, сопровождаемых латинскими стихами. Цикл, над которым Дюрер работал около двух лет, выглядит так, словно создан одним дыханием.
Длинная серия неторопливо и обстоятельно рассказывает не только о страстях Христа, но и о его жизни до Гефсиманской ночи, а также о чудесных событиях, имевших место после его смерти. Кроме того, Дюрер включает в этот цикл несколько ветхозаветных эпизодов, начиная с "Грехопадения" и "Изгнания из рая". Адаму, которого ангел гонит из рая, Дюрер придал свои черты. Лирическое сопереживание, уподобление себя тому, кто изображен на гравюре, будь то Адам или Христос - черта восприятия мифа эпохой Возрождения и характерная особенность этого прочувствованного цикла.
"Малые страсти", как никакое другое произведение Дюрера, близки народной религиозности того времени. В образе Христа художник хочет показать не всемогуще-божественное, а земное, человеческое начало - то, что есть в каждом из нас. Христос "Малых страстей" прост и ясен, как просты и ясны в своих деяниях герои народных легенд и эпических сказаний. Здесь нет чрезмерно сложных ракурсов и сочетаний фигур, детальной мимики и экзотических подробностей окружения - только яснейшее и необходимое. Самоотверженность и милосердие Спасителя - главная идея, воплощенная величайшим мастером немецкого Возрождения в предлагаемой вниманию зрителя серии гравюр "Малые страсти".