20 января 2005 г. в парадном зале Государственного института искусствознания открылась выставка "Неизвестная провинция", подготовленная сотрудниками отдела Свода памятников художественной культуры Государственного института искусствознания. На выставке представлено около 100 цветных фотографий, знакомящих посетителя с неизвестными памятниками архитектуры и монументальной живописи 17 - начала 20 в. центральных и северных областей России.
В XX веке из-за двух разрушительных мировых войн и развития массового индустриального строительства многие европейские страны потеряли значительную часть своего архитектурного наследия. В середине XX века ощущение хрупкости архитектурных памятников необычайно обострилось. Попытки их сохранить стали одной из важнейших сфер работы историков искусства. Во многих европейских странах это привело к созданию мощных и разветвлённых служб по охране и выявлению старинных зданий. А кроме того, к не менее важным начинаниям составлению инвентарей памятников каждой страны, а затем и всей Европы в целом. В Великобритании и Франции, Германии и Голландии учтены и подробно изучены практически все сохранившиеся постройки прошлого вплоть до середины XX столетия.
Похожая, но еще более драматическая ситуация сложилась в России. Здесь на протяжении XX столетия архитектура предшествующих эпох погибала не только в результате военных действий и новой строительной политики, но и целенаправленно разрушалась в соответствии с идеологическими установками. Несмотря на поистине героические усилия многих историков искусства, пытавшихся защитить и сохранить памятники отечественного зодчества, нередко ценой собственной жизни, приблизительно 70 - 90 % храмов, усадеб, монастырей, городской застройки было уничтожено, а то, что осталось поразительно быстро продолжает исчезать сегодня, особенно в городах под натиском строительной лихорадки.
С конца 1960-х годов в рамках начатой тогда программы Свода памятников архитектуры России проводится обследование всей территории страны. Правда, из-за недостаточных масштабов этой работы всё ещё остаются неисследованными многие районы даже центальных областей европейской части страны. В 1970-х 1980-х годах в сборе материалов для Свода участвовали многочисленные энтузиасты из регионов, но сегодня во многих местах такая работа прекратилась совсем. Между тем, каждый год в ходе экспедиций в российскую глубинку" сотрудники отдела Свода памятников Государственного института искусствознания находят неизвестные сооружения прошлых эпох, которые отличаются замечательной, совсем не провинциальной архитектурой.
Несмотря на гигантские и часто невосполнимые утраты, многое ещё сохранилось, пусть и в руинированном состоянии. И даже эти полуразрушенные здания, эти остатки белокаменного декора, эти фрагменты настенных росписей поражают своим благородством и величием. На многих кадрах на храмах можно увидеть строительные леса это утешительный знак нового времени, знак того, что часть памятников (хотя и очень небольшая) будет сохранена для будущего, что возрождается любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу".
К сожалению, нет надежды на спасение большинства ещё стоящих в руинах построек прошлого, поэтому так важна задача Свода памятников если не сохранить их физически, то хотя бы собрать о них информацию и оставить документальную память в чертежах, описаниях и фотографиях.
На предлагаемой фотовыставке представлена часть произведений зодчества XVII начала XX веков, обследованных в ходе экспедиций Свода памятников архитектуры 2004 года в Ярославской, Тверской, Рязанской, Калужской, Архангельской, Владимирской областях. Экспонируются 70 фотографий высокого технического качества форматом 40 х 60 см и 20 х 30 см.