Зверевский центр открывает выставку Hope-Stop! 26 января 2005 года в 19.00. Выставка будет открыта с 26 января по 12 февраля.
Участники: экспозиция: дмитрий виленский, дмитрий гутов, ольга егорова (цапля), анна ермолаева, программа escape, константин звездочётов, юлия кисина, борис михайлов, рабочая группа "что делать?", анатолий осмоловский, товарищество "никола-ленивецкие промыслы", павел пепперштейн, михаил рошаль, стас шурипа
стикеры: ольга божко, юрий гордон, евгений добровинский, юлия кисина, елена ковылина, ирина корина, николай кращин, виктория ламаска, андрей логвин, маша овчинникова, дмитрий александрович пригов, наталья самкова, владимир смоляр, алексей сосна, давид тер-оганьян, ростан тавасиев, олейников, максим роганов, пётр филиппов тексты: владимир гузман, борис кагарлицкий, богдан мамонов, анна матвеева, анатолий осмоловский, алексей пензин, стас шурипа.
На вопрос известного московского арт-критика Андрея Ковалева: "Ходят слухи, что выставка Hope-Stop! - это анти-биеннале. Так ли это?" участники ответили:
алексей пензин: Я бы воспользовался определением идеологии как "стратегии ограничения" по Ф.Джеймисону. В случае биеннале это определение работает буквально - насколько я знаю, некоторые темы просто не могут быть на ней репрезентированы. Я думаю, было бы смешно, - как в хорошем, так и в плохом смысле, - если бы художники выставки Нope-Stop! представили работы на темы "Путин", "Чечня", "РПЦ" - в каком-то одном чудовищном, душераздирающем миксе...
Но является ли альтернативой и просто пассивное, аутичное игнорирование, как предлагает другой проект, Россия-2? То и другое означало бы просто негативную или же косвенную зависимость от идеологических рамок биеннале,
детерминированных более широким политическим контекстом, который мы все прекрасно знаем. Очень характерно, что сейчас слово "альтернатива" используется в основном в медиа-языке, оперируя бинарностью, которая создает какие-то абстрактные, пустые разделения. Какая в самом деле, может быть альтернатива биеннале? Если биеннале представляет собой идеологическую инстанцию селективной репрезентации, то реальной альтернативой должно было бы быть полное отсутствие репрезентации, "внепарламентская" партизанская война за средства художественного производства.
анатолий осмоловский: в ситуации мнимой победы гламура и глянца выставка Hope-Stop! предлагает более сложный взгляд на положение в российском искусстве. Меня лично крайне беспокоит морально-этическая сторона в организации Первой Московской биеннале.
стас шурипа: Московское биеннале, объявляя "приватизацию надежды" (см. Тема биеннале на www.moscowbiennale.ru), использует язык экономистов. Таким образом, рассматривая искусство иключительно в терминах рынка, она пытается свести художественный процесс к культурной индустрии. Выставка Hope-Stop! ставит вопрос о границах "предзаданной и неизменяемой социальной системы капитализма" (там же), пытаясь, на мой взгляд, расширить угол зрения.
александр соколов: По моему мнению, эту выставку по отношению к биеннале скорее можно назвать комплиментарной.
Видеоработа Анны Ермолаевой (Санкт-Петербург - Вена), которая называется Ass Peeping (Подглядывая за задницей), выглядит частным комментарием к теме биеннале "Диалектика надежды": "Потребность в надежде возникает вследствие утраты чувства защищенности, невозможности на кого-либо или на что-либо положиться всецело" - значится на сайте биеннале. И далее в духе "опиума для народа": "способность надеяться (…) позволяет с оптимизмом смотреть на частное и коллективное будущее…"
…Оживленный центр венского шопинга становится сценой для наблюдения задниц, в которых анатомический центр совпадает с онтологическим и допускает прямую неопосредованную коммуникацию. Это приглашение к глубокому исследованию заставляет нас двигаться вперед, не имея ни малейшей надежды даже увидеть обратную сторону желанного декора. Так что давайте мечтать, но давайте также и двигаться. Не забывая при этом, что тот, кто следует, без сомнения формируем тем, кто ведет.
Для акции "Стикеры", запланированной в рамках выставки Hope-Stop!, разработаны авторские наклейки размером 35х45 мм. Такие наклейки используются как "альтернативный" способ коммуникации и в отношении к обычным СМИ играют комплиментарную роль, компенсируя разного рода "фильтры" обычных медиа.
Программа.
26.01.2005, 19.00. Открытие выставки
31.01.2005, 18.00. Обсуждение нового номера "Чрезвычайное положение" газеты "Что делать?" Участвуют Дмитрий Виленский, Борис Кагарлицкий, Алексей Пензин, Давид Рифф Александр Тарасов, Оксана Тимофеева.
01.02.2005, 18.00. "Одна абсолютно счастливая арт-деревня": встреча с жителями деревни Никола-Ленивец, участвующими в художественном проекте "Никола-ленивецкие промыслы". Модераторы: Александр Панов, Николай Полисский.
02.02.2005, 19.00. Демонстрация Фильма "Голова", 2003, 90 мин. Реж.: Светлана Баскова. В ролях: Сергей Пахомов, Александр Маслаев, Александр Миронов, Денис Геймур, Леонид Машинский, Рустам Мосафир, Георгий Острецов, Данила Константинов, Дмитрий Пименов.
05.02.2005, 18.00. Презентация "Большой проект для России. Материалы конференции" (совместное издание ХЖ и Зверевского центра современного искусства). В обсуждении участвуют: Дмитрий Виленский, Богдан Мамонов, Виктор Мизиано, Анатолий Осмоловский и др.
Куратор выставки Александр Соколов