7 февраля 2005 года в 18.00 галерея "Ковчег" приглашает на открытие выставки "Камень, ножницы, бумага" Из истории Экспериментальной литографской мастерской на Верхней Масловке. Выставочный проект галереи "Ковчег" в рамках 1 Московской биеннале современного искусства. Выставка открыта с 7 февраля по 6 марта 2005 года.
Камень и бумага - неизменные атрибуты технологического процесса возникновения литографии. Ножницы, упомянутые в названии проекта - понятие, можно сказать, расширительное: цензура в искусстве советского периода являлась неизбежным звеном в создании и показе художественных произведений.
Среди несколько подзабытых страниц истории послевоенного московского искусства достаточно любопытно все то, что было связано с Экспериментальной литографской мастерской на Верхней Масловке. По воспоминаниям очевидцев, эта графическая студия была одним из первых свободных полигонов искусства рубежа хрущевской "оттепели". В 1950-е она располагалась в Козихинском переулке, позднее перебралась в дом художников у стадиона "Динамо".
Особая сторона деятельности мастерской - ее выставочная политика. В какой-то момент это была единственная в структуре Московского союза художников "свободная территория". Начинающие авторы могли почти беспрепятственно здесь экспериментировать рядом с известными мастерами - такими, как Тышлер, Витинг или Семенов-Амурский. Здесь проводились вечера памяти художников старшего поколения, в выставках участвовали и живописцы. Случались скандалы, как с оперативно закрытой выставкой Кабакова. Студия, где работали десятки самых разных художников, прекратила существование в 1992-м. Подготовленная "Ковчегом" экспозиция демонстрирует диапазон творческих поисков в области печатной графики 1960-1970-х годов.