С 1 по 13 февраля 2005 года в зале №21 Центрального Дома художника будет работать выставка "Пейзажи левитановского Плёса".
Город Плёс, над которым прошло без малого шестьсот лет, раскинулся на высоком берегу Волги на полпути от Кинешмы до Костромы.
По-разному называют Плёс: жемчужиной Волги, изумрудом Севера, золотым Плёсом. Название города, вероятно, происходит от слова "плёс", в русском языке наиболее часто означающего прямой участок реки между двумя поворотами.
Плёсская крепость была основана в 1410 году указом Московского князя Василия , сына Дмитрия Донского. В этот период сформировалась уникальная градостроительная композиция Плёса, в значительной степени дошедшая до нашего времени. На высоком холме располагалась крепость, под нею, вдоль Волги, тянулся городской посад, вокруг разрастались слободы.
В VI веке значение Плёса как укрепленного пункта утрачивается, город становится центром обширного церковного округа. С 1775 по 1795 год Плёс - уездный город только что возникшей Костромской губернии. С 1795 и до наших дней Плёс - город заштатный. В конце VI I, и особенно в первой половине XIX века, Плёс становится важным торговым центром. В городе селится много купцов, процветает оптовая торговля. Это связано с тем, что Плёс становится выходом на волжский торговый путь активно формирующегося Иваново-Шуйского текстильного региона. В Плёсе и его окрестностях строятся фабрики, заводы и мастерские.
В последней четверти XIX века, в связи с постройкой железной дороги в город Кинешму, город утрачивает своё былое экономическое значение как место пересечения торговых путей. Плёс превращается в тихий мещанский городок.
Начиная с конца XIX века, история Плёса неразрывно связана с именем И.И. Левитана, который понял и на себе испытал силу эмоционального воздействия плёсских пейзажей и создал здесь значительную часть своих лучших полотен, благодаря которым Плёс оказался весьма популярным дачным местом, прежде всего для москвичей.
До революции приезжавшие на этюды живописцы объединялись в небольшие артели, снимали помещения для постоя и до последних пароходов работали на натуре. Первыми среди них были художники-пейзажисты - друзья и ученики И.И. Левитана.
Наиболее предприимчивые и сообразительные плесские мещане начинают целенаправленное строительство дач в городе.
Не только художники, но и представители других творческих профессий были покорены Плёсом. Так, например, в начале XX века в окрестностях Плёса отдыхал Ф.И. Шаляпин, который даже приобрел неподалеку от города участок земли, где построил для своей семьи дачу.
Направление развития Плёса, как города-курорта, не изменилось и после революции. В стране менялась политическая система, а Плёс оставался "меккой" пейзажистов.
Таким образом, Плёс уже к концу XIX века занял особое место в истории отечественной пейзажной живописи, став предметом особой любви и местом работы многих русских художников. Как писал в начале XX века автор одной из статей, посвященных Плёсу, "художники открыли его, совершая туда паломничества, учиться у природы краскам и их художественным сочетаниям, сделав его школой "глаза и чувства".
Обостренное Великой Отечественной войной чувства любви к родной земле, к веками воспеваемым народом мотивам родной природы глубоко проявились в волжских пейзажах М.Куприянова, Б.Щербакова, В.Федорова, Н.Ромадина, Ю.Коровина, М.Агеева, Ф.Кулагина, Б.Лукина. От созерцания их порою щемит сердце, нисходит светлая печаль, делается отрадно, легко и спокойно - так много говорят они душе русского человека.
Прекрасною и очень плодотворною порою в творчестве современных художников - С.Алдушкина, В.Инчина, О.Молчанова, В.Страхова, А.Косничева, В.Бутко, Ю.Штейнгарца - стали пленэры в Плёсе. Этих художников очаровали тонкие, очень сложные состояния жизни и природы, мечтательную ноту в их работы вносят отражения в светлой, спокойной глади воды фигур людей, лодок, маленьких, но гордо выступающих деревянных пристаней, деревьев, архитектурных сооружений.
Пейзажи Плёса всегда притягивают душевной чистотой, состоянием внутреннего покоя и сосредоточением тишины. Этот уютный городок стал своего рода "русским Барбизоном", найдя художественное отражение во многих произведениях живописцев, связавших с ним свою судьбу.