Идея выставки возникла неожиданно, ее предложил посол Германии Ханс-Фридрих фон Плетц. В своем выступлении на открытии выставки он отметил, что между русской и германской культурой много общего. Русские художники значительно повлияли на европейское искусство, без "Синего всадника" невозможно представить искусство XX в. Кандинский, Явленский, Веревкина - эти художники одинаково знамениты и в Германии и в России.
Германскую сторону представляет Городская галерея Ленбаххауз. "Улица в Мурнау", "Этюд под Оберау", "Спальная комната на Айнмиллерштрассе" Кандинского и "Деревья" Бурлюка - эти работы в Москве выставляются впервые. Это делает выставку уникальным событием в художественной жизни России. Ленбаххауз обладает наиболее обширной коллекцией работ русских мюнхенцев, среди которых Кандинский, Явленский, Веревкина. В этом музее находится лучшая коллекция произведений "Синего всадника". Конечно, хотелось бы, чтобы такой музей представил больше работ.
С русской стороны на выставке представлено в основном собрание Третьяковской галереи, но, кроме того, принимает участие целый ряд российских музеев. Русский музей предоставил несколько работ Добужинского. Необходимо отметить музей Академии Художеств, галерею Старые годы и частные собрания. Из собрания Григорянца выставляется работа Веревкиной, произведений которой почти нет в России, работа Мюнтер, подруги Кандинского. Из Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля приехало 5 работ Явленского, произведения этого художника большая редкость даже для известных российских музеев, в основном его работы находятся в зарубежных собраниях.
В воспоминаниях многих культурных деятелей рассказывается о посещении Мюнхена. Русские художники знали знаменитую старую Пинакотеку, занимались в частных мюнхенских школах Холлоши и Ашбе. Кандинский и Явленский в Мюнхене стали знаменитостями. Но все же эта тема гораздо менее известна чем "Русский Берлин" или "Русский Париж". Сотрудники галереи сначала даже не предполагали, что с Мюнхеном связана большая группа русских художников. Мастера, которые в нее попали, во многом различаются: по стилистике, по направленности. Работа над темой "Русский Мюнхен" позволила сотрудникам Третьяковской галереи по иному взглянуть на собрание музея. В процессе подготовки выставки было пересмотрено много документов, в результате чего оказалось, что русские живописцы активно принимали участие в мюнхенских Международных выставках и Сецессионах, их произведения получали призы и премии. Это были не единичные случаи, а можно сказать массовое явление. В конце XIX - нач. XX в. в художественной среде этого города во многом формировались новаторские стилистические черты. В процессе подготовки выставки реализовалось две задачи: первая - научное изучение материала, а вторая - создание наиболее выигрышного визуального ряда, который теперь представлен публике.
Экспозиция выполнена Н.Дивовой и построена по принципу спектакля. Есть некое вступление, далее - основное действие, которое развивается по мере движения зрителя, кулисы как бы раздвигаются, и взгляду открываются следующие герои-картины.
Для многих будет неожиданно увидеть в первом зале картины "Отдых" Репина, "Девочка с персиками" Серова. Зрителям давно знакомы произведения этих художников, но мало кто предполагал, что они известны и германской стороне. На выставке есть несколько работ Серова из собрания Стригалева того времени, когда он учился рисованию в Мюнхене. В начале XX в. Мюнхен сыграл большую роль в творчестве Грабаря, Левитана, Добужинского, Явленского, Кандинского, Веревкиной. Малоизвестно творчество высокопрофессионального художника, интересного живописца Михаила Шемякина, на выставке представлена его картина "Мать и дитя". Очень редко экспонируются работы Абрама Маневича, который устраивал первую свою персональную выставку в Мюнхене. Интерес русских художников к германскому искусству рождал и обратную связь, так германская общественность интересовалась творчеством российских мастеров.
На выставке русско-немецкие связи доведены до 1914 г., далее по известным причинам они прервались и возобновились только в 1920-е гг. Один из примеров послевоенного сотрудничества русско-мюнхенских связей - иллюстрации к "Слову о полку Игореве" Натальи Гончаровой, которые были исполнены в 1923-24 гг. Они выставляются впервые. Книга была издана в 1924 г. по заказу мюнхенского издательства. В Германии были серьезные планы по издательству книг совместно с русскими художниками, к сожалению, многие из них не осуществлены.
Выставка была организована в очень короткие сроки, но это не помешало выполнить все ее составляющие на должном уровне. Выпущен прекрасный каталог, составители которого сотрудники Третьяковской галереи - Ольга Атрощенко, Мария Валяева. Таким образом, открыта новая страница российско-германской истории искусств, которая уже имеет первоначальное научное подтверждение. Со временем выражение "Русский Мюнхен" может стать таким же привычным как "Русский Париж" или "Русский Берлин". Выставка показала, что "Русский Мюнхен" яркое явление, важное для русской культуры. Произведения художников "Русского Мюнхена" имеют высочайшее качество и бесспорные художественные достоинства. Программа "Год Германии в России" закончена, но проекты, освещающие русско-германские художественные связи, будут и в дальнейшем (Надежда Трегуб).