Беседа с сотрудником Музея Востока Кузьменко Ларисой Ивановной, консультантом, автором китайского раздела выставки.
Выставка "Традиционный японский фарфор XVII-XX вв". была запланирована давно и готовилась несколько лет. Автор концепции Наталья Андреевна Коневскя, японист, специалист по фарфору и другим видам декоративно-прикладного искусства. Проект достаточно долго готовился, так как существует проблема атрибуции фарфора и проблема взаимовлияния культур. Выставка явилась завершающим этапом продолжительной работы. На ней представлены вещи из разных музеев. Музеи Архангельское, Кусково обращались в музей Востока, чтобы атрибуировать предметы из фондов. И когда возникла идея выставки, то музеи по-доброму откликнулись на просьбу музея Востока и захотели участвовать в этом проекте. Исторический музей так же предоставил редкие экспонаты мебели. Европейские предметы: зеркало XVIII в, мебель третьего рококо украсили выставку, показали среду бытования предметов фарфора в русском и западном интерьере.
Большинство предметов, которые представлены на выставке, делались японскими мастерами специально для экспорта, не для внутреннего пользования, по заказу Ост-индской торговой компании. Многие знают японскую культуру как изысканную, но склонную к простоте. Культура этой страны достаточно разнообразна, на выставке представлен ее другой ракурс - Япония для Европы. В предметах представленных в экспозиции отразилась проблема смешения заказа и национальной традиции.
Особо стоит отметить набор из пяти предметов из музея-усадьбы Архангельское конца XVII в. Это большая редкость, когда комплект сохраняется целиком, зачастую до нашего времени дошли одиночные предметы. Все вазы декоративные и функционального назначения не имеют, они выполнены для украшения интерьера и любования хозяев. Пять ваз выставлялись вместе или вдоль стены, на консолях, на больших каминах. Иметь такой набор японских ваз было очень модно в Европе, но зачастую предметы стояли рядом с китайскими. Японский фарфор мог украшать китайские павильоны, и никто особенно не задавался целью различать японский и китайский фарфор. Предметы из собрания музея порою первоначально атрибуировались как японские, а в дальнейшем было выяснено, что они - китайские.
Организации выставки предшествовало 2 этапа - атрибуция и систематизация: по мастерским, по стилю, по периодам. Первый парадный зал посвящен истокам японского фарфора, здесь представлены бело-голубые изделия второй половины XVII в., далее гамма росписи фарфора стала сине-красная. Производство фарфора началось в городке Арита, где были найдены залежи белой глины. Все что производилось, отправлялось кораблями Ост-индской торговой компании в Европу. Ост-индская компания сначала была голландская, позже ее перекупили англичане. Фарфор добирался из Нагасаки до Амстердама полгода и далее распространялся по всей Европе - достаточно сложный путь. Фарфор был очень дорог, покупать его могли только представители знати: королевские и княжеские дворы Европы.
Европейцы имели свое представление о восточной культуре и предметы, привезенные из Японии кроме национального своеобразия, так же должны вписываться в европейские интерьеры XVII века барокко и классицизма. В XIX в. фарфор стал более доступен, и его покупателями стали представители буржуазии и горожане. Почему это произошло - с появлением Суэцкого канала существенно сократился путь из Японии в Европу, часть пути товар проходил уже не только на кораблях, но и по железной дороге (в Китае). Ост-индская компания понимала, откуда поступил товар, так как это было документально оформлено. Но эта же компания занималась и китайским фарфором. Далее товар продавался разными посредниками и в результате продажи японский фарфор мог быть куплен как китайский. Путаница усилилась, когда в Европе в XVIII в. появилось собственное производство фарфора, стали производиться европейские предметы в подражании востоку - в китайском стиле. В этом треугольнике легче всего отделить Европу, отличить китайские произведения от японских сложнее.
Что требовала Европа? В первую очередь - дворцовые наборы, большие настенные блюда. Все эти парадные предметы сложно представить в японском интерьере. То есть Япония делала специальные предметы для Европы с мотивами национальной экзотики. Также изготовлялись предметы, которые использовались только в Европе. В подражание серебряному кофейнику в мастерских Арита был создан необычный фарфоровый кофейник, бритвенный тазик, наподобие европейского медного бритвенного таза. Изготовляли подсвечники, часы, канделябры и наборы для сервировки европейского стола: тарелочки для нарезания сыра, сахарницы.
В Ост-индской компании работали собственные художники, которые разрабатывали чертежи, рисунки, проекты, композиции для японского фарфора в соответствии с европейскими представлениями. Порою на японском фарфоре появлялись европейские сюжеты: галантная сцена, библейский мотив, суд Париса. На выставке есть чашка, где изображены голландцы. Некоторые мастера направлялись на стажировку в Японию. Чтобы произведение органично вписывалось в интерьер, зачастую его обрамляли арматурой - витиеватые бронзовые подставки, ручки, которые гармонировали с золоченой мебелью, золотыми резными рамами зеркал и картин.
Зал, где представлены произведения XIX в., показывает, что формы фарфора стали меньше, они стремятся к камерности. Зал украшает панно стриженого бархата "Павлин с персиковым деревом".
Следующий зал посвящен китайскому фарфору в японском стиле, он называется китайская Арита. Только специалист может отличить стилистические особенности производства этих двух стран. Есть произведения, по которым до сих пор не принято решение. Технология росписи достаточно сложная - изделия обжигалось два раза. Сначала наносился рисунок красной железной краской, и обжиг шел при высокой температуре, далее наносился кобальт, второй раз изделие обжигалось при меньшей температуре. Здесь представлены две японские вазы со сложными крышками на китайском столике для раскатывания свитков.
В XIX в. значительно расширились европейско-японские связи. Европейский стиль входит в моду в Японии: строили дома в европейском стиле, где были комнаты японские, китайские и европейские. Те вазы, которые раньше шли только на экспорт и не подходили к национальным домам японцев, в роскошных особняках этого времени смотрелись уже уместно. В Европе произошел новый всплеск моды на Японию. Стиль модерн (ар нуво) во многом подражал Японии - текучие линии, мотив волны, колорит.
Выставка довольно большая, она составит интерес и профессионалов и любителей искусства Востока (Надежда Трегуб)