21 декабря в 16.00 Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, Государственная Третьяковская галерея, Ассоциация искусствоведов (АИС), Издательство "ГАЛАРТ" приглашают на презентацию книги О.Ройтенберг "Неужели кто-то вспомнил, что мы были?" из истории художественной жизни 1925-1935 и однодневную выставку из фондов ГТГ.
Только что вышла в свет книга Ольги Осиповны Ройтенберг (1923-2001), над которой автор работала более тридцати лет. Это серьезное событие в истории российского искусства, которого давно ждали музейщики, коллекционеры, художники и критики. В основу грандиозного по масштабам и значению "лирико-документального" повествования О.Ройтенберг легла работа в архивах и изучение музейных фондов, поиск участников и свидетелей событий, знакомство с художниками и их наследниками. Когда в начале 1970-х Ольга Осиповна приступила к сбору материала, о подлинной картине художественной жизни 1920-1930-х годов было написано мало. Лишь в 1990-е годы появился целый вал публикаций, посвященный самым ярким представителям российского поставангарда. К тому времени были готовы уже несколько вариантов текста и макетов книги О. Ройтенберг, где впервые представала широкая панорама художественной жизни 1925-1935 годов. В силу различных обстоятельств книга так и не увидела свет при жизни автора.
Исследование, в названии которого - горький вопрос выпускницы Вхутемаса Елены Ильиничны Родовой, посвящено судьбе и творчеству молодых художников 1920-30-х, в основном выпускников Вхутемаса-Вхутеина, воспринявших от своих учителей традиции высокой живописной культуры. Художники "плеяды" (так называла Ольга Осиповна своих героев, подразумевая, что они составляли некую художественно-мировоззренческую общность) оказались несправедливо забытыми и невостребованными, в общем-то, до сих пор. Несомненная ценность и уникальность этой работы не только в масштабности замысла, но и в обезоруживающей преданности автора идеалам "плеяды", в особой погруженности в материал, в судьбы своих героев.
Книга состоит из трех разделов. Первый, включающий восемь глав, представляет собой совокупный "портрет" поколения плеяды и художественного процесса 1920-30-х годов в целом. Здесь же - рассказы о судьбах художников, ставших жертвами репрессий, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, архивные документы 1925-1935 годов, а также записанные автором беседы с теми немногими, кто пережил эти трудные годы.
Второй раздел - "персоналии" - содержит двадцать пять глав, каждая из которых посвящена одному герою. Из двадцати пяти "портретов" восемь даны в форме "биографий с комментариями", остальные семнадцать представлены как "контуры портретов" - вольные искусствоведческие эссе.
Третий раздел книги носит справочный характер. Здесь приведены сведения о 308 художниках, дополняющие основной текст книги, список 714 произведений, помещенных в издании, перечень более 100 документальных фото и именной указатель художников, работавших в 1925-1935 годах.
В продолжении своей работы над книгой О. Ройтенберг многое сделала для того, чтобы произведения художников "плеяды" вошли в собрания музеев страны: щедро делилась своими открытиями, знакомила с наследниками, пристроила, спасая от забвения и гибели несколько сотен холстов и графических листов. Государственная Третьяковская галерея, Отдел гравюры и рисунка ГМИИ им. А.С.Пушкина, музеи и художественные галереи Тбилиси, Вологды, Донецка, Йошкар-Олы, Костромы, Орла, Павлодара, Перми, Пскова, Ростова-на-Дону, Тюмени и Чебоксар стали новыми адресами произведений героев книги.
Специально к презентации Третьяковская галерея демонстрирует выставку произведений художников - героев книги Ольги Ройтенберг. Будет представлено около 30 работ из фондов ГТГ и частных собраний, среди авторов которых - Адливанкин, Голополосов, Гуревич, Гусятинский, Ермилова-Платова, Каптерев, Козлов, Коровай, Купцов, Маврина, Павильонов, Рублев, Семашкевич, Софронова, П.Суриков, Чирков, Шибанова, Щипицин, Эйгес, а также фотографии из частных архивов.