16 декабря в 14.00 Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Посольство Федеративной Республики Германии в РФ, Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен, Государственная Третьяковская галерея представляют выставку "Русский Мюнхен". Выставка открыта с 17 декабря 2004 по 23 января 2005.
Выставка "Русский Мюнхен", завершающая экспозиционную программу "Года Германии в России", посвящена русско-немецким художественным связям на земле Баварии. В истории культурных контактов двух стран "мюнхенская страница" - одна из интересных, ярких и многоплановых. Экспозиция - своего рода заявка этой культурологической темы, обширной и богатой по охватываемому материалу. Представлено около 60 живописных и 40 графических произведений из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, Омского областного музея изобразительных искусств им.М.А.Врубеля, Ленбаххауза, частных коллекций.
Мюнхен - столица Баварии - еще в XVII веке приобрел славу "немецких Афин". В начале XIX столетия король Людвиг I, восходя на престол, объявил, что хочет сделать из Мюнхена город, который "прославит Германию так, что никто не сможет сказать, что знает Германию, если он не видел Мюнхена". Баварская столица обретала все более импозантный облик, все более насыщенной становилась ее культурная жизнь. С 1770 года здесь существовала Академия изобразительных искусств, к которой в XIX столетии добавилось немалое число частных школ и студий. В 1800 году появилась Пинакотека - обширное собрание работ европейских мастеров XIV-XVII веков; с 1853 года она стала называться "Старой", так как была основана "Новая Пинакотека", предназначенная для работ современных художников. Неповторимостью культурной атмосферы Мюнхен второй половины XIX столетия во многом был обязан легендарной фигуре Людвига II Баварского - создателя фантастических замков в окрестностях города, страстного поклонника Вагнера. Столица Баварии - один из первых центров, где начали проводиться международные художественные выставки. "Золотой век" Мюнхена - рубеж XIX-XX столетий. Город стал колыбелью немецкого модерна; в 1893 году здесь был основан знаменитый Мюнхенский Сецессион. На заре ХХ века Мюнхен был одним из европейских центров авангардизма. Все это позволяет понять, почему с начала XIX столетия и вплоть до Первой мировой войны сюда стремились поэты, художники, архитекторы, ученые, среди которых было немало и наших соотечественников.
Связи немецкой и русской культур традиционно пересекались в Мюнхене. "Русский след" в баварской столице впервые оставили литераторы - В.Жуковский и, конечно, Ф.Тютчев. Русские художники в первой половине - середине XIX века тоже приезжали сюда - копировать знаменитые полотна в Пинакотеке, работать в снятых мастерских. Здесь писал свою "Туркестанскую серию" В.В.Верещагин. По-настоящему постоянным общение художественных кругов России и Баварии стало в последней четверти XIX столетия. Выставка отражает ряд основных направлений, по которым развивались эти связи.
Особый раздел экспозиции посвящен участию русских художников в выставочной жизни Мюнхена. Несколько творческих поколений наших мастеров (И.Крамской, И.Репин, К.Коровин, С.Виноградов, С.Жуковский, И.Грабарь, Ф.Малявин и многие другие) активно участвовали в Мюнхенских международных художественных выставках. В.Серов и И.Левитан стали членами Сецессиона и участниками его выставочной деятельности. В начале ХХ века в Мюнхене устраивались персональные экспозиции таких живописцев, как Н.Рерих, В.Борисов-Мусатов. Работы русских художников получали медали, их произведения пользовались необычайной популярностью (например, "Февральская лазурь" и "Мартовский снег" И.Грабаря).
Отдельная тема экспозиции - ученичество в частных художественных школах и студиях. Стремление многих начинающих русских живописцев продолжить профессиональное обучение именно в Германии, и именно в Мюнхене, не было случайным. Поиски германских мастеров, с их вниманием к литературным и философским компонентам в изобразительном творчестве, в определенный момент были более близки и понятны нашим соотечественникам. Мюнхен предоставлял самые благоприятные условия для тех, кто мечтал найти гораздо большую по сравнению с Россией творческую свободу и художественную новизну. Многие русские мастера прошли через студии Мюнхена, немало в них почерпнув. Известным центром была школа Шимона Холлоши, где учились О.Браз, Н.Удальцова. Особенной популярностью пользовалась частная студия Антона Ашбе - талантливого преподавателя, интересовавшегося индивидуальностью каждого ученика, каждому предоставлявшего право на самовыражение. Среди обучавшихся у Ашбе - Д.Кардовский, И.Грабарь, К.Петров-Водкин, Д.Бурлюк...
В мастерской Ашбе занимались М.Веревкина, А.Явленский и В.Кандинский, художник, с именем которого связана кульминация взаимодействия русской и немецкой культур. В начале ХХ века по инициативе Кандинского одно за другим в Мюнхене появляются художественные группы - "Фаланга" (1901), "Новое мюнхенское художественное объединение" (1909), и, наконец, "Синий всадник" (1911). Работы русских участников объединения являются экспозиционным центром выставки. Именно "Синий всадник" можно назвать символом художественных связей России и Германии, нити которых пересеклись в Мюнхене. Такими же символическими фигурами являются русские лидеры объединения Василий Кандинский и Алексей Явленский.
Деятельность "Синего всадника" окончилась, а вернее - прервалась в 1914 году, с началом Первой мировой войны. Тогда же оказались оборванными все культурные связи России и Германии. Позже они возобновились, но на берлинской почве. Это была уже новая, "берлинская страница", на фоне которой издание в Мюнхене в 1923 году "Слова о полку Игореве" с иллюстрациями Н.Гончаровой - прекрасный, но единичный эпизод.
Русский Мюнхен - что это такое? http://www.museum.ru/N20520
Какие художники стали центром внимания выставки "Русский Мюнхен"? http://www.museum.ru/N20595