Используя определение Ю.М.Лотмана, музей можно назвать местом соединения культурных пучков, от которых возможно движение в любых культурных направлениях. Этой возможностью перемещения в пространственно-временных рамках различных культурных эпох воспользовались сотрудники художественно - мемориального музея К.С.Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея), организовав в начале декабря встречу с учащимися 11 классов школ города Хвалынска Саратовской области, которую они назвали "Художники выражают мировоззрения".
Такие встречи дополняют, разнообразят строгий учебный процесс, они носят интерактивный характер. Данная встреча требовала усилий ума, игры воображения. На примерах культуры разных эпох сотрудники музея продемонстрировали учащимся стилистическое единство и мировоззренческую целостность культуры. Ведь каждое мировоззрение, обладающее собственными отличительными особенностями, накладывает свою печать на всех, кто в нём рождается, и большинство людей не знают и даже не подозревают, что их восприятия имеют место в границах данного весьма специфического мировоззрения, например, магического (дошедшего до нашего времени в сказках), характерного для эпохи собирательства, мифического - для земледельческой эпохи, ментально - рационального - для индустриальной эры, экзистенциального - для современности. Каждое мировоззрение, действуя по большей части коллективно и бессознательно, просто представляет мир так, как если бы он действительно был таким. Немногие ставят под сомнение мировоззрение, в котором довелось жить, как рыба не сознаёт, что она мокрая. Именно художники наглядно выражают мировоззрение эпохи, видимо, в этом смысл знаменитых слов В.Э.Мейерхольда: "Мы часто вообще видим мир при помощи тех очков, которые носил тот или иной большой художник". Психолог Арнхейм ту же мысль выразил так: "Произведение изобразительного искусства является не иллюстрацией к мыслям автора, а конечным проявлением самого мышления".
Во второй части встречи сотрудники музея остановились на современном экзистенциальном мировоззрении, выраженном постмодернизмом. Отличительной чертой экзистенциального мировоззрения является множественность точек зрения, ни одной из которых не отдаётся предпочтения ("что ни художник, то свой стиль"), но среди всей множественности есть единство, связанность, выражающаяся в рефлексивной иронии. На примере постсовременного искусства - "изощрённого и поверхностного", которым заполнен страницы журналов "Новый мир искусства", "Художественный журнал", "Искусство", ребятам была продемонстрирована исчерпанность экзистенциального мировоззрения, родственность "мировоззренческой революции" рубежа ХIХ - начала ХХ века (когда ментально - рациональное мировоззрение уступало место экзистенциальному) и рубежа ХХ - начала ХIХ века (когда экзистенциальное медленно умирает, а новое ещё только рождается). Ребятам была предложена попытка "встав на цыпочки и всматриваясь в туман", разглядеть хотя бы смутные очертания завтрашнего мира. Педагоги школ с интересом и пониманием отнеслись к интеграции психологии, философии, культуры с уроками литературы. Такой интегрированный подход позволяет преодолеть разрозненность, фрагментарность обучения. Он выводит участников этого процесса на максимальный уровень духовного напряжения и научает двигаться от частностей к целому.