2 декабря в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка "Дорога в русском искусстве". Она посвящена теме пути человека - в прямом и переносном смысле. На выставке представлены пейзажи и жанровые картины, графика, скульптура и народное искусство, начиная с середины ХIХ и кончая концом ХХ века, из фондов ГРМ и Государственной Третьяковской галереи.
Попытка найти свой путь, дойти до "земли обетованной" - такая дорога стала любимой в русском искусстве. Впервые тема ее, в виде духовно-смысловой системы, "дороги к храму", возникает в русской живописи в середине ХIХ века. По дороге к храму вечно бредет деревенский люд в "Крестном ходе" Л.И.Соломаткина (1881), на эту же дорогу выплескивается многоголосая толпа в "Крестном ходе" И.Е.Репина (1877). Под звуки воскресного благовеста замирают в молитвенной отрешенности "дошедшие" - отшельники, монахи, праведники - в работах М.В.Нестерова "Пустынник"(1988).
Другим каноническим мотивом в русской живописи стал мотив дороги - как дороги на кладбище (В.Г.Перов. "Проводы покойника". 1865) В прямом смысле это - путь к последнему пределу в метафорическом - восприятие жизни, как проезжей дороги. На которой смерть может настигнуть - в любую минуту, прервав и дорогу, и саму жизнь ("Смерть переселенца" С.В.Иванова 1889).
И, конечно же, русская дорога очень часто оказывается дорогой зимней: "Зима" А.К.Саврасова (1880), "Вьюга" П.П.Соколова (1886), А.О.Дезарно "Карета, застрявшая в снегу" (1883). Драматические стороны зимнего состояния природы и взаимодействия с ней человека, часто олицетворяют либо жестокость социальную, либо - борьбу человека со стихией.
Преодолевая жанровые различия, мотив дороги соединяет судьбы картины и пейзажа. Практически одновременно создавались главные "дорожные" композиции В.Г.Перова и пейзажи М.К.Клодта; "Бурлаки на Волге" И.Е.Репина и работы А.И.Куинджи, Ф.А.Васильева, А.К.Саврасова. И если в пейзаже дороги сохраняли картинную содержательность; то в жанровых картинах впитывали в себя пейзажность как способ видения и интерпретации жизни.
С этими "дорожными" холстами в русскую живопись вошла та странная, по выражению М.ЮЛермонтова, любовь к России, которая выражалась в привязанности к бедным селеньям и скудной природе, к смиренной красоте, что обращается в первую очередь к сердцу, а не к глазу (Ф.В.Васильев. "Оттепель". 1871). На холстах появлялись дороги из ниоткуда в никуда, которые не начинались нигде и никогда не заканчивались, изнемогая в туманах (В.И.Куинджи "Осенняя распутица". 1872) теряясь в заснеженных просторах (И.М.Прянишников "Порожняки". 1872) По такой дороге не шли - странствовали - и странствовали вечно. В поисках пути: к храму или к смерти (И.Е.Репин. "Под конвоем. По грязной дороге". 1876).
И, только пережив это вечное странствование, ощутив бездорожье и распутицу как неизъяснимую красоту, можно было выйти на другую дорогу - "широкую, ясную". Дорога, как мечта о счастье, гармонии, покое и воле в картинах "Рожь" И.И.Шишкина, "Радуга" А.К.Саврасова (1875), "Зреющие нивы" Г.Г.Мясоедова (1892). По шумной, широкой, ухоженной дороге возвращаются с ярмарки селяне в одноименных холстах "Возвращение с ярмарки" И.М.Прянишникова и А.П.Рябушкина. На такой, полной сил, дороге, соединившей небо и землю, остановился герой картины Л.И.Соломаткина "Крестьянине с сохой"(1883), чтобы, перекрестившись, приступить к весенней пахоте.
Апофеозом всех исканий русской живописи стала картина И.И.Левитана "Владимирка". Вобрав в себя социально-мистические порывы В.Перова, национальный пантеизм Ф.Васильева, А.Куинджи, А.Саврасова, впитав опыт французского импрессионизма и постимпрессионизма, соединив пространство и время, страдание и сострадание, левитановское полотно оказалось главной "дорогой" в отечественной живописи. По такой дороге мог идти и "народ-богоносец", и просто человек - странник. "Владимирка" стала образом дороги в ее абсолютном значении.
Дорога была детищем реализма. В эпоху же импрессионизма - когда новое поколение художников было озабочено в первую очередь проблемами пленера, а не выбора пути, дорога отходит на сюжетную обочину, скрываясь в "зимках" и осенних "элегиях".Семантическая роль дороги утрачивается, зато сохраняется и даже усиливается лирическое очарование, таящееся в живописности, в поэтическом флере, окутывающем дороги и проселки, тропинки и аллеи (Д.Д.Бурлюк "Утро.Ветер". 1908).Мотив пути оставался популярным и в искусстве символистов, которые наполняли его особой таинственностью и тревогой.
Двадцатый век принес новое восприятие темы. Полубезумный "крестный ход", обреченной на хождение по мукам русской интеллигенции запечатлен в картине И.Е.Репина "17 октября 1905 года" (1907). Остановился на скрещении трех дорог, раздумывая о выборе пути, "Витязь на распутье" В.А.Васнецова (1882). "Русь, куда ж несешься ты? - этот вопрос становится актуальным все чаще. Ответ последует в композиции-притче К.С.Петрова-Водкина "Полдень" (1917). Великая дорога человеческой жизни - рождение, детство, юность, труд, отдых, любовь, материнство, старость, смерть - проходящая на прекрасной, вечно юной земле. Философско-художественный текст, где речь идет о планетарной модели земного бытия.
Однако, новые дороги чаще всего не уходят вдаль, не пересекаются с реальностью - они параллельны ей и никогда не сойдутся. Бездушное пространство-время, в котором несутся "в светлое будущее" хрупкие красные всадники, замерло в "Красной коннице" К.Малевича (1932). А стремительно, устрашающе надвигающийся на зрителя черный состав в композиции А.Лабаса "Поезд идет" (1929) выглядит приговором "дореволюционной" дорожной поэтике.
Новая интерпретация дороги - как пути, одновременно и к смерти, и к светлому будущему, появляется в работах военных лет и в произведениях военной тематики. Радость мирного труда, жизни без войны, дороги "на работу и домой" запечатлены в работах художников первых послевоенных лет (Ю.И.Пименов. "Садовое кольцо".1957). Автострады, водохранилища, железные дороги опоэтизированы блестящим мастером индустриального пейзажа Г.Г.Нисским.
В искусстве последних десятилетий холстов, в которых дорога предстает как предмет пластического постижения, практически нет. Зато есть желание найти "тропинку к самому себе". (И. В.Николаев "Выхожу один я на дорогу". 1986) Какой выбрать путь? Что предназначено человеку на земле? Вопросы, не потерявшие смысла и насущности и в наши дни - свобода выбора и выбор свободы - об этом задумываются художники. (В.А.Мишин. "Формула". 1977).Человек всегда оставляет след, память о том, что он здесь был - это и есть дорога, данная нам судьбой (Д.В.Шагин "Дорога домой". 1982) А значит и тема остается, остается вечной. Дорога рождается, как выход из небытия и тут же превращается в путь-лабиринт, из которого надо снова искать выход (А.Г.Поздеев."Композиция№1"1984).