С 13 ноября по 12 декабря в Вологодской областной картинной галерее будет проходить выставка Виктора Новикова "Русские мотивы в творчестве Виктора Новикова".
Виктор Новиков - человек страстный и увлекающийся. В свои пятьдесят с небольшим он многое умеет и многое успевает. Виктор, художник, собиратель и исследователь, посвятивший себя изучению славянской культуры и живущий по укладу наших предков. У него за плечами сорокалетний опыт творческой деятельности, участие в десятках выставок не только областных и региональных, но и крупных всероссийских, в том числе три персональные. Две из которых, под названием "Русь заветная", проходили в Вологде в 1997, 2002 годах и наглядно продемонстрировали собирательский интерес художника к предметам материальной культуры древних славян. На почве собирательства им была создана художественная мастерская "Новикъ", преобразованная в историко-художественный центр. Здесь, художник работает над своими произведениями и руководит выполнением художественной резьбы и росписи. Интерьер мастерской, напоминает отчасти крестьянскую избу, она буквально завалена старинными предметами домашнего обихода, церковной утварью, книгами и повсюду развешены пучки душистых, целебных трав. Творческая атмосфера мастерской пропитана "русским духом", основа ее деятельности - сохранение и продолжение древних традиций. И свой быт Новиков стремится организовать в соответствии с этими традициями, по характеру ему близка русская рубаха, русская еда, словом все русское. В рубахе он видит - оберег и это взаимосвязано с традициями народа, а пища должна быть здоровой. Краюха ржаного хлеба, луковица, кринка с молоком, вся простота и незатейливость крестьянского быта, какую мы находим в его произведении "Деревенский натюрморт" (1997). Красный цвет, введенный в колористическую гамму холста, также связан с древней символикой и народными традициями.
С целью сохранения народных традиций Виктор Иванович выступил инициатором в создании сообщества "Коловрат" и общественной организации ВОЛОТ (Вологодское общество лучших отечественных традиций), где он вместе с единомышленниками занимается изучением и возрождением культуры древних славян. Четырежды в год они с семьями, выезжают за город, чтобы вместе встретить праздники зимнего солнцестояния - Коляду и летнего солнцестояния - Купалу, а также, дни, весеннего и осеннего равноденствия, совместно совершают обряд очищения через огонь, ритуалы омовения и купания в холодной воде. Обращение к своим корням объединяет людей, согревает их, дает ни с чем не сравнимое ощущение сопричастности Родине, русской земле.
Осознание любви к Родине, близость к родной земле подтолкнуло художника к созданию жанровых произведений, таких как "Из детства" (Память) (1986), "Дела давно минувших дней" (На родной земле) (2000), "Купальский вечер" (2004). Мотив деревянного сруба ("Память"), потемневшего от времени, трава у дома, порхающая над цветком яркая бабочка, форма крыльев которой повторяется в текстуре бревен, все это образует цепь детских воспоминаний автора, передает по выражению художника "ни с чем не сравнимое ощущение Родины, родного дома, родового гнезда". "Дела давно минувших дней" - здесь сливаются сказочно-былинные образы: древнего человека, медведя, птицы с образом реальной природы. Доминанта композиции, камень с надписью "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой" и вековой дуб, читаются как символ вечности, крепости, незыблемости бытия. С тщательностью этнографа воспроизводит Новиков орнаментальный в костюме главного героя, с какой-то трогательной наивностью раскрывает в произведении тему любви к родной культуре.
Этнографический подход использован автором при создании произведения "Купальский вечер". "Особо приподнятое чувство народного гулянья, запах свежевыскобленного к празднику деревянного пола, сияющего как воск, ощущение выбеленного на морозе холста, горячая энергетика огня русской печи, сумеречная загадочность и затаенный смысл русских чудосказок, рассказанных бабушкой долгими зимними вечерами…", - как рассказывает художник. Сама тема - не обычность, сакральность обрядового действа совершаемого в этот день, чудеса Купальской ночи, передают загадочность происходящего и создают настроение праздничности. Символ праздника, женский венок из полевых цветов и трав, он в центре композиции и как кольцо соединяет человека и природу. Тяга к родной земле у Новикова, возникла не случайно. Виктор Иванович родился на древней славянской земле, на самом стыке современной Калужской и Смоленской областей. Край, удивительно живописный, богатый прекрасными, широкими, уходящими в даль просторами от созерцания которых невольно успокаивается душа, возникает ощущение гармонии. Здесь, в протяжной русской песне, в народном крестьянском костюме живет душа народа, здесь земля, бережно хранит наследие наших предков, здесь все объединилось в цельную, неразделимую, картину жизни человека и природы.
Предки Виктора Ивановича были крестьянами Калужской губернии и семейными корнями он связан с древней Вятической землей, от того и именует себя "вятичем". С раннего детства Виктор испытал любовь и уважением к родной земле, крестьянскому труду, к отечественной истории. И эта любовь, и вера в свое Отечество, родную Русь нашла выражение в его произведениях. Впервые к теме славяно-русской истории он обращается в период окончания Московского художественно-промышленного училища (1968-1974) и успешно разрешает художественные задачи в технике гобелена ("Град-Китеж", 1973). В 1975 году он вновь обращается к этой теме при создании гобелена "Сказание о Граде-Китеже". В 1982 году завершая учебу, в Московском Полиграфическом институте своей дипломной работой он выбирает оформление исторического романа Валентина Иванова "Русь изначальная" (1982). Молодого художника увлекает возможность раскрытия темы ограниченными средствами, где исторические лица предстают в немногочисленных иллюстрациях. Плавность, округлость линии рисунка тушью, смягчает суровость и аскетичность облика древних героев. Таким образом, уже в раннем творчестве определяется тема будущих произведений художника, появляется конкретная творческая направленность. Образу русского воинства под предводительством князя Святослава Игоревича посвящено произведение "Памяти славных предков" (2002). В центре композиции изображен главный герой, за ним дружина князя, замыкает композицию изображение небесного покровителя - Даждьбога. Чувствуется неподдельный интерес и знание автора русской истории, в деталях проработки сюжета. Богатырский дух, красота и сила все соединилось в торжественный гимн славы русскому оружию. Облик художника складывается из двух звеньев: первое, исследовательский интерес к славянской культуре; второе собирательский интерес и коллекционирование предметов материальной культуры древних славян. Не случайно, историческая тема занимает отдельную страницу в творчестве Новикова.
Приехав в Вологду по распределению, после окончания института в 1982 году художник был покорен обликом древнего города, памятниками деревянного зодчества и это послужило началом работы над серией графических листов "Деревянное зодчество" (1987). Архитектура Вологды не раз привлекала к себе внимание художника, так одной из ярких работ является "Старая Вологда. Колокольня Владимирской церкви" (1989) запечатлевшая один из уникальных памятников начала XVII века, каменную шатровую колокольню. Позднее этот интерес не остыл, и в этюдах, написанных маслом, во время летнего пленэра 2004 года, во всей красе представлены памятники архитектуры Великого Устюга ("Киприяновская церковь Михайло-Архангельского монастыря", "Ворота Михайло-Архангельского монастыря"). В архитектурных деталях, в вещах старого быта художник находит новые мотивы для своих произведений, так родилась серия работ "Уходящие ремесла": "Лампы", "Дымники", "Старые лампы", "Вологодские дымники". Работа над ней началась еще в 1992 году и первоначально мотивы нашли художественное решение в станковой графике. Затем последовал живописный вариант 2004 года. Композиционно объединив мотив ламп и дымников с деревянной архитектурой, этот сюжет художник переводит в живописный вариант, находя наиболее удачное художественное решение. Автор владеет самыми разными живописными и графическими техниками. Пишет маслом и темперой, работает в оригинальной и станковой графике, занимается гобеленом. Среди оригинальной графики Новикова выделяется серия "По славянским мотивам" (2003), состоящая из трех произведений: "Пардус" (Барс), "Птицы клевучие", "О славянской письменности", при создании которых художник, прежде всего, обращается к древнерусским мотивам. При всей декоративности языка подхода к изображению, драгоценном мерцании золота в "Пардусе" и холодном блеске перламутра в "Птицах клевучих", большее внимание художник уделяет передаче объема резного орнамента. Иной характер в произведении "О славянской письменности", в изображении древних фолиантов в соединении с берестяными грамотами и деревянной игрушкой, главным для автора является графическое решение. Серия "По славянским мотивам" отличается оригинальностью сюжета, декоративностью и творческой фантазией.
Декоративный подход характерен для творческого почерка Новикова. Так графические листы "Набат" (1977) и "Время" (2003) объединены замыслом и композиционным решением, но различны по цветовой гамме и выполнены в разном материале. Первоначально "Набат" был задуман как эскиз к гобелену, но переработанный в технике темперы обрел черты самостоятельности. "Время", напротив сразу было задумано в технике пастели. Сам мотив колокола, призывающего к действию, своего рода символ и важен в философских размышлениях автора. Вологодская земля, стала для Новикова второй Родиной, она открыла ему красоту и прелесть северной русской природы. Именно здесь, на Вологодчине он сложился как художник. Одна из многочисленных техник, которыми он владеет - акварель, позволяющая передать всю свежесть природы. В акварельных работах наиболее ярко проявляется манера художника, его темперамент и чувства. Примером тому служат пейзажи, созданные им в разные годы "Ветка" (1972), "Осень в деревне" (1985), "Золото осени" (1995), "Туча уходит" (2000).
Техника акварели требует, прежде всего, эмоциональной отдачи, поэтому художник работает умом и сердцем. Но часто рассудочность уходит на второй план и появляется авторское начало. Опираясь на народное искусство, традиционным для Новикова является его обращение к пейзажу. Убежденный традиционалист - он рассматривает национальный пейзаж, как классическое русское наследие. Опора на традиции в искусстве, принципиально важна для художника. Даже иконографический образ святого Николая Чудотворца ("Никола Северный", 2004) представлен на фоне пейзажа, одновременно выражая и духовность, и национальную самобытность. Виктор Новиков художник неординарный и многоплановый. Круг тем близких ему включает: славяно-русскую историю, философию, историю религий, духовное здоровье нации. Многообразие технических приемов помогает Виктору Ивановичу тонко передать свое восхищение нашей северной природой, любовь к традициям предков. Художник постоянно находится в поиске, он полон сил и энергии, у него большие планы на будущее и хочется надеяться, что все это объединившись в его кипучей натуре - принесет свои творческие плоды.