4 ноября в Михайловском (Инженерном) замке Государственного Русского музея открывается выставка "Император Павел I: нынешний образ минувшего", посвященный 250-летию со дня рождения Павла Петровича Романова. Предложенный проект необычен: это не просто "монографическая" выставка, обращенная к исторической личности. Лучшие фотохудожники Петербурга, привлеченные музеем, работали в рамках "заданной темы". Им было предложено создать произведения или серии произведений, посвященные жизни и трагической смерти императора Павла I - едва ли не самой загадочной личности русской истории XVIII столетия. Заданная проблематика ни в коей мере не ограничивала творческий простор художников, а, напротив, давала им возможность самовыражения в наведении своеобразного моста между историей и современностью.
В рамках далекого и трудного (для современного понимания ) времени правления Павла I , участникам проекта была предоставлена возможность оперировать не фактами, а образами. Ведь история - не только в летописях, архивных документах или мемуарах, прежде всего она - в понимании ушедшей эпохи во всей ее многогранности.
Объединение усилий петербургских фотохудожников, одной из самых мобильных составляющих современного художественного процесса, в одном проекте дало возможность получить своеобразную историческую мозаику. Ведь каждый художник "разрабатывал" свою собственную историю Павла I, который явился идеальным объектом для художественной интерпретации. Предлагаемый зрителю жанр можно назвать "исторической фотоживописью", а новая выставка может и должна послужить дальнейшему развитию образа "романтического нашего императора".
В выставке участвовали художники разных поколений, и каждый из них сделал попытку высказать свое отношение к личности Павла и цареубийству 11 марта 1801 года в Михайловском замке, и , конечно - к самому замку, как наиболее загадочному архитектурному сооружению Петербурга.
Замок стал материальным воплощением и художественным образом павловского царствования - к нему обратились многие участники проекта. Дворец предстает во всем многообразии возможностей, предоставляемых современной фотографией: натурная съемка, цифровая фотография, коллаж, видео-арт. Особое место занимает серия простых в своей классичности пейзажных фотографий недавно ушедшего из жизни Михаила Пикалова, известного своими удивительно- личностными видами Петербурга.
Александр Китаев запечатлел замок в 1993 году, в состоянии величественного запустения, каким он достался Русскому музею после многотрудного безвременья советских лет.
Серия "Призрачный замок" Людмилы Таболиной является метафорой зыбкой биографии памятника, который на протяжении двух веков менял свои функции, своих обитателей, свой облик.
Александр Никипорец в проекте "Матрица места" пытается передать именно "дух" замка в пространстве и во времени, в пересекающихся, наслаивающихся друг на друга событиях.
В ряде фотопроектов представлена тема трагической гибели Павла I. В серии "Мартовский снег" Николай Тихомиров создает образ злосчастной заснеженной ночи 11 марта 1801 года
Константин Водяницкий в серии "Птица Павла" визуализирует предание о летящих птицах, сопровождавших своими криками дорогу заговорщиков к замку.
Игорь Лебедев в серии "Переворот" подходит к данной проблеме со стороны морального выбора заговорщиков - "быть или не быть", участвовать или отказаться, казнить или помиловать; он фиксирует миг перед свержением императора, миг своеобразного "голосования", где жест каждой руки, готовящейся взять рукоятку оружия, имеет огромное значение.
Станислав Чабуткин в серии "Кровавый вторник" изображает скульптурный портрет Павла I на фоне Михайловского замка и облаков, окрашенных в тревожно-красный цвет.
Мрачный эсхатологический символизм пронизывает работы Валерия Потапова - замок стоит на трех проросших землей человеческих черепах как на трех китах.
Историческая перспектива интерьеров замка используется Вадимом Егоровским в созданном им видеоряде трагического маршрута, по которыму продвигался к цели мрачный отряд заговорщиков.
С именем Павла I, помимо Михайловского замка, связаны Каменноостровский, Гатчинский, Павловский и Приоратский дворцы, Мальтийская капелла. И фотохудожники создают своеобразную галерею павловских уголков старого Петербурга. Марианна Мельникова превратила дворцы, связанные с именем императора, в фантомы, призраки. Дмитрий Горячев в конструировании дворцов Павла I использует фотоколлаж, с помощью которого он стремится передать бутафорность эпохи.
Павел часто предавался религиозным и духовным исканиям. В серии "Кресты Павла I" Андрей Чежин из архитектурных элементов Михайловского замка, Гатчинского и Павловского дворцов создал композиции, каждая из которых состоит из двадцати четырех крестов различной формы и неожиданной конфигурации - реминисценций мыслей императора о возможности слияния мировых религий.
Некоторые из художников в своих проектах использовали предметный мир павловской эпохи. Сергей Щербаков и Андрей Смирнов представили фотограммы с одежды этого периода. Алексей Зеленский в своем проекте использует монеты и нагрудные знаки конца XVIII столетия.
Многим авторам оказалась близка линия "связи времен". В проекте "Прадеду правнук, прапрадед праправнуку" Андрея Чежина соотносятся образы трех русских императоров: Петра I, Павла I и Николая II. Сергей Шитов в серии фотографий "Время Павла" прослеживает три линии: Павел - Петр, Павел - Екатерина, Павел - Александр.
Совсем иначе видит проблему Игорь Лебедев: по-домашнему просто он вводит образ Павла I в бытовой контекст современной жизни: стоп-кадры из фильма "Бедный Павел" на экране телевизора сняты в семейном интерьере. Азамат Чеслав изображает современную городскую среду, стены домов в старых дворах, на которых наряду с различными, привычными глазу, надписями и лозунгами вводятся псевдо-граффити - монограммы Павла I и слоганы "Павел I - всегда первый".
В экспозиции созданы видео-инсталляции Юлии Гребневой и Гарриса Рогоняна, Виталия Пушницкого, Дмитрия Пиликина, Александра Алексеева, Дмитрия Шубина.