НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Искусство пастели

c 2 ноября 2004 по 21 марта 2005Москва
Маковский К. Е. Амуры с цветами. 1880-90 гг.
Малютин С. В. Портрет А. М. Васнецова. 1914.
Левитан И. И. Осенний пейзаж с церковью. 1880-90 гг.
С 3 ноября 2004 по 24 апреля 2005 года Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Государственная Третьяковская галерея приглашают на выставку "Искусство пастели " (из фондов графики XVIII - начала ХХ века). Пресс-показ состоится 2 ноября 2004 в 12.00.

Пастель - самая хрупкая и пленительная из графических техник. Соединяя возможности живописи и рисунка, она отличается мягкой бархатистой поверхностью, свежестью красок, цветовым богатством. Однако исполненные в этой технике произведения столь нежны и "сыпучи", что не допускают частого и продолжительного экспонирования. Поэтому выставка пастели - всегда большое событие.

В собрании Третьяковской галереи хранится около 800 пастелей, некоторые из которых были приобретены еще П.М.Третьяковым. На выставке представлено около 150 наиболее интересных работ, исполненных в этой технике и отражающих разные жанры, формальные художественные приемы, смены вкусов и направлений.

Любимая художниками разных эпох, пастель получила наибольшее распространение в XVIII столетии. Именно тогда, во второй половине века, эта техника появилась в России. Первыми известными нам пастелистами были иностранные мастера - Г.-Ф.Шмидт, В.Эриксен, И.-Г.Шмидт, И.Барду и их младший современник К.Барду. В созданных ими портретах перед зрителями предстают живые человеческие лица - и знаменитые, и безвестные. Одно из лучших произведений этого раздела - "Портрета неизвестной" С.Яснопольского. Образный строй, серебристо-жемчужная пастельная гамма этой работы перекликаются с произведениями Ф.С.Рокотова.

В эпоху романтизма пастель становится любимой техникой многих мастеров, органично включающих ее в ткань рисунка. Интенсивность цвета пастели придает особое эмоциональное звучание карандашным портретам О.А.Кипренского. Быстрые штрихи итальянского карандаша сочетаются со вспышками цвета сочной пастели в динамичных рисунках А.О.Орловского. Выполненные в технике пастели портреты А.Г.Венецианова построены на мягком перетекании штрихов, тонкой гармонии цветовых отношений. Владение изысканными возможностями пастели позволяет художнику преобразить обыденную натуру в высокую поэзию.

В 50-60-х годах XIX века, по мере того, как русские мастера все глубже погружались в проблемы общественной жизни, а в искусстве главенствующее место завоевывал критический реализм, многоцветная пастель встречалась все реже. Утонченное искусство пастели предшествующих эпох сменил более демократичный монохромный рисунок соусом (портреты И.Н.Крамского).

Второе рождение пастель переживает в конце XIX века. Существенно расширяется тематика исполненных в этой технике работ, отчетливо обнаруживается многообразие индивидуальных манер обращающихся к ней художников.

В традиции салонно-академического искусства исполнены необычайно популярные среди современников работы К.Е.Маковского. В "цветописи" И.И.Левитана объединялись живописные и рисуночные начала этой техники. В.А.Серов относился к пастели, в первую очередь, как к аристократическому инструменту рисования. Поиски нового стиля в рисунке приводят его пастель к "элегантному графизму".

В.Э.Борисов-Мусатов, сочетая пастель с акварелью, гуашью и даже маслом, достигал необычайной изощренности фактуры, создавал эффект подвижной вибрирующей красочной среды. Сама техника пастели получала у художника символическое истолкование, помогая уловить образы давно минувшей эпохи.

Обращение М.А.Врубеля к пастели было кратким - в этой технике исполнены его последние, большей частью незавершенные произведения. Фигуры портретируемых как бы проступают из темного марева фона, изображение складывается из отдельных ярких штрихов и пятен.

Увлечение пастелью в кругу художников "Мира искусства" рассматривалось в русле возрождения забытых техник. Элементы стилизации и даже имитации манеры старых мастеров присущи работам А.Н.Бенуа, К.А.Сомова, З.Е.Серебряковой. У М.В.Добужинского эфемерность, хрупкость техники пастели воплощали поэтическую метафору Петербурга XX века. Использование декоративных возможностей пастели, маэстрия "рисования цветом" - намеренно открытый, откровенный штрих, причудливый узор линий,- отличали работы А.Я.Головина, Н.Н.Сапунова, Н.К.Рериха.

Выставка демонстрирует богатейшие возможности техники пастели и пути ее развития в русском искусстве от момента ее появления в XVIII веке до эпохи расцвета в начале ХХ столетия.

К выставке подготовлена электронная версия каталога, иллюстарции к статье из взяты из него.

www.museum.ru/N19809
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 09.08.2020  x    ?  


Выставка "Преображенцам - с благодарностью" в Государственном мемориальном музее А.В. Суворова

Восстановлению подлежит. Царскосельские дворцы, возрожденные из пепла

Выставка “Первый деревянный заповедник” на ВДНХ

«Только побольше Фонтанки…». Экскурсия по Петербургу Анны Ахматовой

«Я прохожу сквозь вечный город…». Путешествие по Петербургу Иосифа Бродского

Глеб Солнцев. Восточные дневники

Выставка Ксении Векшиной «Что я вижу»

Церемония вручения премии «Инновация-2020» состоится в Нижегородском Арсенале

Выставка "Немосква не за горами" в Центральном выставочном зале «Манеж», С.-Петербург

Ленинградскому зоопарку исполняется 155 лет!

Планшетная выставка "Моя Планета. Место силы"

Челлендж, посвящённый Боспорскому царству

Избранное за полвека. Живопись, графика, скульптура Кавказа и Средней Азии

Многоголосие: современная печатная графика Южной Кореи

Бахрушинский музей объявляет акцию «Музей врачам»

Выставочный проект «Объединяя две Победы» в Музее художественной культуры Новгородской земли

День памяти Анатолия Рахлина в Российской национальной библиотеке

Выставка "Ухо. Эволюция сложных органов" в Дарвиновском музее

Пешеходная экскурсия «Сивцев Вражек – литературный переулок»

Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru