В филиале Радищевского музея - доме-музее К.С.Петрова-Водкина в г. Хвалынске Саратовской области сохранена притягательная атмосфера хозяев - родителей художника. Как и в прежние времена дом многолюден и гостеприимен. С сентября 2004 года постоянными посетителями дома-музея стали школьники 5-8 классов - кружковцы музейного объединения "Надежда". Занятия с детьми проводят сотрудники музея, привлекая к совместной работе учителей школ и работников центра общения и досуга.
21 октября в день памяти отца К.С.Петрова-Водкина Сергея Фёдоровича (умер 21 октября 1916 года) - "мастера хорошего по сапожному делу" - в доме-музее художника состоялось занятие с кружковцами "Страна Сандалия" о сапожном ремесле Хвалынска конца ХIХ - начала ХХ вв.
Ребята познакомились с технологией изготовления сапог, довольно подробно описанной К.С.Петровым-Водкиным в автобиографической повести "Хлыновск" от "варки вара, кручения дратвы со вставками в неё свиного волоса … мочки и растяжки товара … шва голенища … до кройки подъёма".
Всем известно, какой бы обувь ни была, но если она не по ноге, то её владельцу "белый свет не мил". Поэтому во все времена обувь шили сапожники по индивидуальной мерке с ноги заказчика, со многими примерками. Обувь, изготовленная Сергеем Фёдоровичем, отличалась по словам сына "прочностью и точностью меры". Обувь стоила не дёшево и её берегли, а беднота и вовсе пользовалась самодельной - валяной из шерсти или лыковой.
В экспозиции дома-музея хранится старый стол-верстак и, обтянутый кожаными ремнями для удобного долгого сидения, табурет сапожника, инструменты, выкройки, деревянные колодки, саквояж сапожника для хранения инструментов, фотография хвалынских сапожников в фартуках за таким же столом-верстаком.
Ребята с удовольствием выступали в роли сапожника. В фартуке, с молотком, гвоздями, шилом, они напоминали подмастерьев. Таким же подмастерьем был когда-то и Сергей Фёдорович, обучающийся ремеслу у Анкудинова, которого К.С.Петров-Водкин в своей повести не оставил без внимания. Сергей Фёдорович творчески подошёл к профессии, он внёс в неё свою "музыку" - шил сапоги с "фасонным скрыпом". Для этого он клал между каблуком и подошвой бересту различной толщины, в результате чего обувь издавала неповторимый скрип: "Отец подошёл к производству форса как к звуковой выразительности, его сапоги звучали как по камертону". Своих заказчиков он узнавал по этой "музыке" даже в темноте. Художник вспоминал позже: "Люблю до сих пор обстановку и запах сапожничанья. Кожи, вар, лак - бодрящие меня запахи. И отца вспоминаю по ним, с его открытой улыбкой, добродушным юмором и рассеянностью…"
Ребята закрепили полученные знания, участвуя в конкурсах. Победители получили в награду душистые хвалынские яблоки, такие же как и на первом плане в картине "Полдень. Лето", написанной в память об отце, символизирующие бессмертие человеческой души.