Институт "Про Арте" и Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН представляют 25 сентября в 12.00 проект "Тератология" Сергея Бабанина в Кунсткамере. Проект (в форме видеоинсталляции) подготовлен в рамках фестиваля "Современное искусство в традиционном музее". Автор проекта - петербургский художник Сергей Бабанин (Ars Delos - совместно с Еленой Нетецкой) - работает в области живописи, объекта, перформанса, видео. В 1999 г. закончил факультет Изобразительного искусства РГПУ им. Герцена. Участник выставок с 1998 г.
По мнению художника, видеоинсталляция "Тератология" - художественный эксперимент, задуманный им как своего рода социально-терапевтический проект. С. Бабанин исходит из того, что в восприятии публикой Кунсткамеры явно сосуществуют два пласта сознания. Первый - интерес к популярной науке. Второй - глубинный пласт архаического сознания, в основе которого лежат мифы о божествах, о бессмертии и о загробном мире. Работа с этим вторым пластом сознания средствами видео и является важным аспектом проекта.
Здание Кунсткамеры - первого публичного музея России, колыбели Петербургской Академии наук - было спроектировано и построено в 1718-1736 гг. не только для экспонирования коллекций, но и для научно-исследовательской работы. Для музея были приобретены в Нидерландах коллекция натуралий Альберта Себа (1716), анатомические препараты Фредерика Рюйша (1717), а также, по указу Петра I, по всей России собиралась тератологическая коллекция (мертворожденные дети и животные с врожденными аномалиями развития). Структура Кунсткамеры и ее коллекции отражали представление людей той эпохи о музее как модели мира. Появление систематизированных коллекций в .XVII-XVIII вв. является следствием развития науки и философского осознания мира как единого целого.
Посетитель Кунсткамеры, посмотрев анатомическую коллекцию, оказывается перед экраном, с которого на него взирают внимательные лица других зрителей, и сам он на время как бы становится анатомическим экспонатом.
Автор проекта надеется, что зритель, вошедший в небольшой закрытый видео-бокс на анатомической экспозиции и увидевший разнообразные проявления интереса и любопытства на лицах современников на экране, невольно найдет ответ на вопрос, почему, как и почти 300 лет назад, люди готовы стоять в очереди в Кунсткамеру. Возможно, из-за желания приблизиться к древним мифологическим существам? Или из-за потребности понять, что есть норма и что есть уродство, ведь, в конце концов, все люди разные, и у каждого имеются свои, пусть и маленькие, аномалии. Что же является ценностью во времена виртуальной реальности и клонирования человека?
На все эти вопросы, конечно, не будет однозначных ответов. Но стоит, взглянув на лица посетителей и посмотрев на себя их глазами, попытаться глубже понять себя.
Видеоинсталяция "Тератология" будет развернута в МАЭ (Кунсткамера) РАН по 31 октября 2004 г.