Выставка "Италия-Россия. Сквозь века. От Джотто до Малевича", организованная Министерством культуры России и Министерством иностранных дел Италии под патронатом Президента Российской Федерации В.В.Путина, президента Италии г-на Чампи и премьер-министра г-на Берлускони, будет проходить с 1 октября 2004 г. до 9 января 2005 г. в помещении Скудерии дель Квиринале на Капитолийском холме в Риме.
В ней участвуют крупнейшие музеи России, среди них - Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, представивший на выставку: гравюры очерком из альбома Карло Росси с изображением Михайловского замка В. Бренны, лист А. Ринальди (?) "Проект Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Разрез", две гравюры А. М. Шелковникова с планом и фасадом Смольного монастыря, цветную литографию В. Ф. Перро с видом Смольного монастыря (1841г.), литографию Ш. Вильмена и В. Адама с рисунка О. Монферрана "Исаакиевский собор А. Ринальди в Санкт-Петербурге", показывает и уникальные модели из своей коллекции. Среди них: деревянные проектные модели Смольного монастыря, возведенного по проекту Ф. Б. Растрелли, западного фрагмента фасада Михайловского замка с интерьером церкви В. Бренны; и пробковую модель итальянского мастера А. Кики "Арка Тита" (одна из более чем сорока моделей, находящихся в собрании музея, выполненных мастером в 18 в. по заказу Екатерины II для ее внуков - будущего императора Александра I и Константина, изучавших по ним историю Древней Греции и Древнего Рима).
Цель выставки - выявить взаимовлияние искусства и культуры России и Италии на протяжении веков, начиная с искусства Византийской империи, затем эпохи Возрождения и барокко. Вторая часть экспозиции посвящена эпохе Просвещения, когда молодой императорский двор России привлекал к себе ярчайших и самых талантливых представи- телей итальянского искусства. Третья часть охватывает временной отрезок с 19 по начало 20 века. В центре внимания будут находиться образцы русской живописи, находившейся тогда в состоянии расцвета. 19 век - время самоидентификации национальных культур в Европе. Выставка, по замыслу организаторов, позволит увидеть основные вехи - от "аристократического" начала, затем утверждения буржуазных основ, до победы демократических идеалов, завершающихся новейшими течениями начала 20 столетия - футуризмом, абстракционизмом, футуризмом и метафизикой.
Выставка представит, помимо произведений из Государственного Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, шедевры из итальянских музеев и ряда частных коллекций. Итальянская часть экспозиции будет построена на работах Джотто, Донателло, Микеланджело, Тициана, Джорджоне, Корреджо, Караваджо, А. Карраччи, Рени и Бернини, Батони и Кановы, Каналетто, Тьеполо, Модильяни, Джорджо ди Кирико, Моранди.
Российская часть - начиная с коллекции икон из Третьяковки и Русского музея, работы Растрелли, Алексеева, Левицкого, Боровиковского, Кипренского, Тропинина, Брюллова, Иванова, Крамского, Репина, Серова и Врубеля, Ларионова и Гончаровой, Татлина, Кандинского, Малевича, Петрова-Водкина, М. Шагала.
С 7 февраля до 20 мая 2005 г. выставка "Италия-Россия. От Джотто до Малевича" будет экспонироваться в Москве в залах Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В отличие от итальянской версии выставки, ее состав будет расширен, что найдет отражение в российской версии каталога. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств будет экспонировать еще несколько пробковых моделей А. Кики.