НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Музей и церковь - опять борьба?

c 13 по 30 сентября 2004
Рязанская газета "Золотые купола" в № 8 от 25 (12) июня 2004 г. опубликовала "Слово" архиепископа Рязанского и Касимовского Павла. Поскольку некоторые положения этого "Слова" имеют непосредственное отношение к Рязанскому историко-архитектурному музею-заповеднику, с которым я длительное время сотрудничаю, не могу не остановиться на этих положениях.

Сразу скажу, что не отношусь к верующим, хотя и атеистом себя не считаю. Поэтому для меня выглядит более чем странным разделение всех людей на верующих, к которым архиепископ Павел относит исключительно православных (Московского патриархата? А ведь есть и другие православные церкви) и атеистов (к которым почему-то относятся и протестанты). Мне казалось, что такое прямолинейное деление на правых и неправых, своих и чужих, друзей и врагов ушло (или, по крайней мере, уходит) в прошлое.

Вообще пафос "Слова" очень напоминает риторику большевистской пропаганды, для которой характерно утверждение, а не доказательство своих аргументов. Например, общепринятая в мировой реставрационной практике методика поддержания температурного и влажностного баланса архитектурного памятника представляется архиепископу Павлу глупостью, хотя, как видно из текста "Слова" о теории и практике реставрации он не имеет ни малейшего понятия.

Архиепископ Павел ратует за передачу всех храмов православной церкви. Следует, однако, напомнить, что некоторые рязанские храмы были созданы в XVI - первой половине XVII в., т.е. до реформ патриарха Никона и церковного раскола. Следовательно, на них с таким же правом может предъявить свои права и старообрядческая церковь? Архиепископ Павел претендует на сооружения Рязанского кремля как на церковную собственность. Но ведь церковные власти полностью заняли территорию Кремля не ранее середины XVI в. А до этого более пятисот лет Кремль был живым светским городом (в котором, конечно же, были и церковные сооружения). Таким образом, история Кремля не ограничивается церковной историей.

Грешит против истины архиепископ Павел и в изречении, что "кремлёвские храмы закрыты для верующих людей". Во-первых, епархии передан Христорождественский собор (кстати, не так уж много верующих присутствует в нём во время службы). Во-вторых, в Успенском соборе постоянно проводятся праздничные службы. Наконец, в-третьих, в Архангельском соборе не только православные, но и все посетители могут познакомиться с шедеврами религиозного искусства.

Не выдерживает критики и положение, что исключительно исполнение религиозных обрядов в кремлёвских соборах может их сохранить. Сохранятся ли храмы, если положиться только на молитву и волю Божью? Не надо быть большим специалистом в области строительства, архитектуры или реставрации, чтобы ответить на этот вопрос отрицательно. Собор - это не только место молитвы. Это ещё сложное инженерное сооружение. Как и любой объект, оно подвержено болезням, старению, и даже гибели. И если мы считаем себя цивилизованными людьми, то наш долг, наша обязанность сохранить эти памятники для потомков. А сделать этого без постоянной, кропотливой работы реставраторов, которая может иногда входить в противоречие с церковной практикой, невозможно. В качестве примера можно привести заболевшего человека: даже глубоко верующий не будет уповать исключительно на молитву, а обратится к врачу.

Одним из основных постулатов архиепископа Павла является тезис о том, что храмы создавались не для музеев, а для молитвы. Неудобно напоминать многоуважаемому автору, что на Руси храмы были и мемориальными сооружениями, и своеобразными приметными знаками, и маяками, и даже банками (в стенах соборов и монастырей, меньше подверженных многочисленным пожарам, хранили русские люди свои сбережения). Не одной молитвой создавались храмы, но и мудростью мастеров, опытом строителей, умением зодчего. Таким образом, храм есть синтез мысли и опыта. Многочисленными исследованиями установлено, что в основе собора лежал чётко выверенный план. Поэтому и относится к древним храмам и соборам следует как к архитектурным сооружениям, памятникам истории и культуры.

И здесь необходимо затронуть ещё один аспект "Слова" архиепископа Павла. Я имею в виду изъятие из музейного фонда икон. Характерен сам термин, использованный автором: "музейный плен". Таким образом, архиепископ видит в музее своего врага. Следует заметить, что во время этого "плена" иконы не только сохранились в своей первозданной красоте, но научно изучались, что позволило лучше понять творческий гений древних мастеров.

Наконец, следует обратить внимание на ещё один нюанс "Слова". Архиепископ Павел как будто бы забывает, что Россия - это не только светское, но и многоконфессиональное государство. Православная церковь является всего лишь одной из нескольких церквей. Поэтому, находясь в ведении музеев, памятники православного искусства доступны всем гражданам, в том числе и тем, которые в силу религиозных убеждений не могут посещать православный храм. Таким образом, передача музейных предметов искусства церкви (независимо православной, католической, мусульманской и т.д.) нарушает права граждан других конфессий, неверующих и атеистов (последние тоже имеют полное право на приобщение к шедеврам искусства).

Я уже упоминал, что тон "Слова" возвращает нас к практике большевистской пропаганды, которая, как известно, была направлена на истребление врагов. Нужен ли такой тон при общении церковных иерархов со светскими людьми? Ведёт ли он к выработке общей линии в развитии российской духовности и культуры? Не об "атеистическом гетто", в которое, как видится архиепископу Павлу, собирается кто-то загнать верующих, следует вести речь (кстати, "атеистическое гетто" по нормам русского языка это гетто для атеистов). Духовным пастырям и деятелям культуры (музейным работникам в первую очередь) следует объединить свои усилия, чтобы противопоставить нахлынувшей волне бездуховности истинные историко-культурные ценности.

Публикуя эти заметки, я ни в коей мере не хотел бы подать повод для дискуссии между верующими и неверующими. Моей задачей было показать, что суждения, высказанные архиепископом Павлом, никак не являются истиной в последней инстанции. Путь, к которому ведёт "Слово", это путь конфронтации. Хотелось бы верить, что православная церковь не пойдёт по этому пути.

Старший научный сотрудник Института археологии РАН, кандидат исторических наук В.И.Завьялов.

www.museum.ru/N19313
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 22.11.2024  x    ?  


Выставка «Незнакомка. Три видения» в Музее-квартире А.А. Блока

Музей Михаила Булгакова выпустил большой просветительский проект о жизни Булгакова в Москве

Выставка "Легенды военной разведки" в Музее Победы

Юбилейная конференция "Михаил Булгаков в потоке российской истории XX-XXI веков"

Выставка "Царь сказки. К 180-летию со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова" в Национальном музее музыки

Новая экспозиция Третьяковской галереи на ВДНХ в павильоне №1 "Центральный"

Выставка "Четыре масти" в Галерее Беляево

Концерт камерной музыки в Томском художественном музее

Выставка «Магия акварели» в Третьяковской галерее

Большой осенний кадетский бал в Музее Победы

Выставка «Репин. Детали» в Музее Академии художеств

Арт-резиденция в Тарусе: открыт прием заявок

Выставка "Фоссилизация: путь в вечность" на ВДНХ

Художник Пётр Бучкин: Углич - Петербург - Ленинград

Выставка «Внимание, человек!» в Дарвиновском музее

Планшетная выставка "Вклад Российской академии наук в развитие науки об измерениях"

В тени Арарата. Групповая выставка современных турецких и армянских художников в Эрарте

Памяти Ирины Яковлевны Богуславской. К 95-летию со дня рождения

Юбилейная выставка живописи и графики Константина Петрова в Российской академии художеств

Евгения Варенцова «Полёт над миром»

Выставка «Лермонтов. Места силы». Финальная серия

Армянские художники в собрании Ростовского областного музея изобразительных искусств

Выставка «Сага о болоте» в Дарвиновском музее

Ольга Тихонова. "На Лоне"

Выставка "Азбука чистоты. Советы Мойдодыра" в Военно-медицинском музее

"Совпадение горизонта". Живопись Владимира Мигачева и Александра Кабина

Выставка «А в степи: бушует ветер...» в Центре современного искусства AZ/ART

Неизвестный Щукин. Не только новое искусство

Выставка к 10-летию воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в Коломенском

Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда

Итоговая коллажная выставка в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru