Государственная Третьяковская галерея приглашает на 24-ю выставку проекта "Золотая карта России" - "Врата Сибири" (Русская классика. Северный Пиросмани. Тобольская резная кость из собрания Тюменского областного музея изобразительных искусств). Выставка подготовлена к 60-летию Тюменской области.
Организаторы выставки: Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; Правительство Москвы; Комитет общественных и межрегиональных связей и национальной политики города Москвы; Государственная Третьяковская галерея; Администрация Тюменской области; Комитет по культуре администрации Тюменской области; Тюменский областной музей изобразительных искусств
Проект "Золотая карта России", каждая выставка которого - очередной шаг по созданию единого культурного пространства страны, продолжается демонстрацией лучших произведений из собрания Тюменского музея изобразительных искусств.
Музей этот сравнительно молодой. В 1956 была организована и годом позже открылась Тюменская областная картинная галерея; в 1989 музей получил свое нынешнее название. Необычайно важным для его формирования был период с 1956 по 1960 год, когда на должность Главного хранителя был назначен выпускник ленинградского Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Е.К.Кроллау. Благодаря его усилиям музейное собрание пополнилось значительными произведениями русского классического искусства из частных коллекций Москвы и Ленинграда. Сегодня своеобразие и славу ТМИИ составляют в первую очередь коллекции русского искусства ХVIII - начала ХХ веков, тобольской резной кости и работ художников-примитивистов, уроженцев Севера, самый известным из которых является Константин Панков. Самые интересные произведения можно увидеть на экспозиции в Третьяковской галерее.
Основой коллекции отечественной живописи ТМИИ является собрание портрета. От парсуны и произведений И.П.Аргунова, Ф.С.Рокотова, В.Л.Боровиковского до блестящих работ А.Я.Головина, И.Е.Репина, Б.М.Кустодиева, Р.Р.Фалька на выставке показана вся история отечественного искусства. Помимо портрета в собрании ТМИИ есть замечательные работы Сильв.Ф.Щедрина, М.Н.Воробьева, И.И.Шишкина, Ф.А.Васильева, И.К.Айвазовского. Выделяются также работы ярких мастеров начала ХХ века: Б.И.Анисфельда, П.В.Кузнецова, А.В.Куприна. Жемчужиной собрания по праву считается "Композиция" 1916 года кисти В.В.Кандинского, которая принадлежит к числу лучших абстрактных полотен мастера.
Собрание Тюменского музея дает возможность познакомиться с уникальным художественным явлением 1920-30-х годов - искусством так называемого "северного изобразительного стиля". В 1926 году при северном факультете ленинградского Института живых восточных языков им.А.С.Енукидзе (с 1930 - Институт народов Севера) были организованы рисовальные, а позже скульптурные и живописные мастерские, где обучались представители более двадцати народностей Сибири. В 1937 году экспозиция произведений северных художников была отмечена дипломом и Большой золотой медалью на Всемирной выставке в Париже. Искусство северян складывалось из соединения архаической традиции и современного художественного языка. Одним из наиболее ярких представителей "северного стиля" был Константин Панков, ненец из мансийского поселка. Основной лейтмотив его творчества - смена времен года, вечное преображение мира, остающегося по сути неизменным. В графических работах нанайца Василия Уза поражает особое умение передать "на клочке бумаги - пространственный масштаб всей Сибири".
Особый раздел выставки посвящен тобольской резьбе по кости. Промысел сложился к 70-м годам XIX века. Сегодня традиция резьбы по мамонтовой кости успешно развивается. Ведущие мастера тобольского промысла - М.Г.Сандлерская и М.В.Тимергазеев - обращаются к традициям Севера и его народов не только в сюжетах, но и в пластическом решении своих композиций.
Выставка будет работать с 7 сентября по 14 ноября.