В дни празднования Дня города Фотогалерея имени братьев Люмьер представляет выставку выдающегося фотографа Наума Грановского, одного из немногих российских классиков, главной темой творчества которого была Москва.
Москва - он снимал ее со всех возможных и почти невозможных точек. Если согласиться с тем, что "архитектура - это застывшая музыка", то мастеру удалось заставить ее звучать на своих фотографиях. Грановский показывает нам город во всей полноте его жизни - днем и ночью, в будни и праздники, довоенный и времен "оттепели". В 1920-е г.г. мастер снимал Москву, казавшуюся тогда хаосом каменных городских кварталов, перетекающих в проулки дощатых деревень.
Фотографии 1930-х г.г., времени реконструкции города, одновременно и патетичны, и проникнуты грустью по исчезающему миру старой столицы, миру двухэтажных особняков, садов и булыжных мостовых.
В военные годы, запечетлевая суровые будни героической обороны города, поддерживая тем самым боевой дух ее защитников, Грановский еще раз подтвердил важность искусства в самые суровые моменты жизни людей и страны. После войны заслуги фотографа были отмечены орденом Красной звезды, а на выставке "Отечественная война в художественной фотографии", проходившей в 1946г., работы Грановского были удостоены диплома I степени.
Фотографии 1950 - 60-х г.г. наполнены тонким лиризмом послевоенной эпохи. В них нет и следа беспристрастной фотографической хроники: каждый сюжет прожит, прочувствован автором. Когда Грановского спрашивали, как ему удавалось достичь такого результата, он, улыбаясь, отвечал: "Очень просто". Но за этой простотой скрывалась длительная и кропотливая работа. Еще в 1939г. в книге "Записки фоторепортеров" мастер писал: "Я производил съемку Москвы по точно разработанному плану-сценарию, в котором были указаны объекты съемки, время съемки, точки съемки. Все данные были разработаны в результате длительных предварительных наблюдений… Я еду на съемку с тем, чтобы быть на месте в точно предусмотренный планом час, так как этот час - наилучший по освещению намеченного объекта... Боковой скользящий свет дает наиболее выигрышную игру светотеней, выявляя архитектурные особенности зданий... Крымский мост - один из красивейших новых мостов Москвы. Эта съемка оказалась особенно трудной. Мне хотелось показать это сооружение во всей его величественной красоте. Применяя при съемке широкоугольный объектив, я добился удачного композиционного разрешения темы...".
Тема выставки, проходящей в Фотогалерее имени братьев Люмьер, весьма актуальна для нашего времени: эпохи еще одного перерождения Москвы. Кураторы Фотогалереи, стремившиеся воссоздать атмосферу родного города, подготовили экспозицию, состоящую из 25 работ, выполненных в период с конца двадцатых по семидесятые годы. Многие фотографии, представленные на выставке, уникальны еще и потому, что предоставляют зрителю возможность увидеть строительство зданий, ставших теперь классикой отечественной архитектуры.
Для публики выставка откроется 10 сентября и продлится до 22 сентября 2004 года.