5 августа в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка произведений Анатолия Киселева в цикле "Юбилеи-2004". На выставке представлены скульптурные, графические, живописные работы, мелкая пластика в фарфоре. Девять работ из собрания Русского музея и около двадцати принадлежащих самому автору. Выставка посвящена 75-летию со дня рождения скульптора.
Работы ленинградского-петербургского скульптора Анатолия Александровича Киселева хорошо известны шипрокому зрителю: его монументальные и монументально-декоративные произведения установлены во многих областях бывшего Советского Союза и за рубежом (г.Осака в Японии). Киселев - автор фигур для мемориалов в Олонце, Новой Ладоге, Кандалакше, поселке Волово Тульской области. Его декоративные композиции украшают Кирово-Чепецк (фонтан "Слияние рек"), въездную площадь и территорию бывшего Всесоюзного пионерского лагеря "Орленок", детские площадки в Южно-Приморском и Приморском парке Победы в Санкт-Петербурге. Художник по праву гордится авторством памятника-бюста Герою Советского Союза, снайперу Феодосию Смолячкову, установленному в Санкт-Петербурге.
Однако самую широкую известность скульптор приобрел благодаря получившим массовое распространение произведениям из фарфора. С 1954 по 1969, А..Киселев работал на Ленинградском заводе фарфоровых изделий. Тиражи его композиций доходили до 150 тысяч экземпляров. В 1960-е годы интерьеры почти каждой квартиры были украшены яркими фарфоровыми фигурками "Гуси-Лебеди", "Аленушка", "Царевна-лягушка". Композиция "Жар-птица" еще в 1958 году с нетиражной росписью была закуплена в США. Скульптор продолжает работать в фарфоре и в настоящее время, выполняет росписи, но уже в иной стилистике.
Киселев считает себя одним из учеников Владимира Стерлигова. Члены группы В.Стерлигова, в которую с 1964 по 1973 год входил и Анатолий Киселев, видели себя продолжателями учения Казимира Малевича и занимались проблемами пластического пространства, основанного на представлениях о мире, где основной линией является не прямая, а кривая. В духе "стерлиговского" направления выполнены многие работы А.Киселева, среди которых монументально-декоративная композиция "Костер", станковые скульптуры "Балерина", "Росток", "Композиция с графикой" и другие.
Этот период безусловно имеет огромное значение в творческом развитии художника. "Стерлиговский способ" решения пространственных задач нашел выражение не только в объемных композициях А.Киселева. Большинство рисунков и живописных опытов скульптора доказывают последовательность его художественных принципов.
Биография:
Родился в 1929 в деревне Починок Костромской области, с 1930 живет в Ленинграде-Санкт-Петербурге
1946-1954 - Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им.В.И.Мухиной.
Участник выставок с 1957. Член Союза художников с 1960.
Выставки:
С 1957 - ежегодные Всесоюзные, региональные, городские, групповые выставки
Участник Международных выставок.
1994 - "Агитация за счастье" (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
1996 - выставка произведений В.Стерлигова, Т.Глебовой (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
1997 - "Постгласность. Современное искусство из Санкт-Петербурга" (США)
2001 - "Абстракция в русском искусстве" (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
2003 - "Портрет города и горожан" (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
Произведения находятся в Государственном Русском музее, Театральном музее (Санкт-Петербург), г.Осака (Япония), в частных собраниях в России, США, Польши.