1 июля в рамках научной конференции "Русская усадьба ХVIII - начала ХХ вв. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации" и преддверии 37 Некрасовского праздника поэзии в Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике Н.А.Некрасова "Карабиха" открылась выставка.
Это совместная работа: нашего музея, Ярославского художественного музея и Ярославской областной универсальной научной библиотеки им. Н.А.Некрасова. Остановлюсь на тех задачам и проблемах, которые мы попытались решить в ходе строительства.
Собрание любого музея позволяет не только изучать объекты и явления, но в некоторых случаях реконструировать их, используя "модели", наглядно представляющие определенную эпоху, явление, факт. Именно этим и определяет многообразие выставок. Наш музей не является исключением, если брать это положение, как теоретическое. Однако профиль нашего музея накладывает на всю экспозиционно-выставочную деятельность определенные ограничения в плане разнообразия тематики. Главным действующим лицом музея является Николай Алексеевич Некрасова (титульная тема музея "Некрасов в контексте русской культуры"), а главным местом - Ярославский край. Тем не менее, вся наша выставочная практика свидетельствует о том, эти ограничения не могут служить непреодолимым препятствием в нашей деятельности. Выставки обязательно должны присутствовать в музее, так как, дополняя основную экспозицию, концентрируя внимание на отдельных явлениях или фактах истории, литературоведения, культуры, временные выставки позволяют создать (показать) более многогранный облик, подчеркнуть особенности явления. Именно временные выставки позволяют более углубленно представить (реконструировать) то или иное явление, факт, событие более детально, дать представление о нем. Что мы и попытались сделать на нашей выставке. То, что наш музей обладает одной из лучших коллекций журналов конца XVIII-XIX веков в области - это уже признано многими, однако экспонирование этого музейного собрания идет не очень активно. Здесь есть объективные и субъективные сложности. На данной выставке, объединив усилия трех хранилищ книжных коллекций, мы попытались актуализировать важную, на наш взгляд, тему, которая во многом созвучна нашей конференции и ситуации сегодняшнего дня.
Почему особый акцент в выставке сделан на рубеж XIX-ХХ веков? Именно в этот период происходит осознание усадеб как мест хранения традиций, наследия, коллекций. Именно с этого периода в научном обороте все чаще появляется утверждение - чтобы сохранить усадьбы надо превратить их в музеи, именно это форма сохранения признается наиболее удачной. Это один из посылов выставки. Другой - показать как проходило становление этой проблематики на страницах, в основном, периодических художественных изданий. Наряду с другими проблемами, именно эти издания обращали внимание российского общества того периода на усадьбы; именно в тот период усадьба из обычного явления русской жизни начинает становиться феноменом, уникальной особенностью русской культуры (точнее происходит осознание этого факта); именно с того периода рождается и остается по сегодняшний день и накладывает отпечаток на многие современные исследования ностальгическая нотка в освещении усадебной жизни (наблюдается некоторая идеализация, которая в некоторых вопросах достигает большого размаха). Во многом этот период был определяющим для дальнейшего развития "усадьбоведения". Большое значение имел для развития науки об усадьбах и период 1920-х годов, т.е. краткого существования Общества изучения русской усадьбы. Если на рубеже веков основной задачей было обратить внимание российского общества на исчезновение усадеб и как-то попытаться задержать этот процесс, то с деятельностью Общества связаны первые попытки планомерного изучения этого явления. Помимо основной задачи, мы ставили и еще одну задачу (не хочу умалять ее значения, ставя ее второй по порядку), а именно показать полиграфическое исполнение изданий тех времен. Я перечислила основные задачи, которые ставил перед собой авторский коллектив.
Говоря о музейном характере данной книжной выставки, надо конечно говорить и о предметном наполнении. Основной выставки являются книги, журналы. Экспонатура первого плана - издания: дореволюционные художественные журналы, исторические и общественные журналы, дореволюционные издания, издания первой трети ХХ века. Некоторые из экспонатов выставки экспонируются впервые, показаны новыми своими гранями (так в художественных журналах мы, прежде всего, обращали внимание на статьи по сохранению наследия; в изданиях строительного характера - хотели показать архитектурные усадебные формы), позволяют наполнить экспозицию новым содержанием. Экспонаты второго плана: предметное наполнение, изобразительный ряд (фотографии живописные виды усадьбы), задачей этих экспонатов было создание визуального ряда. Втором блоком предметов мы попытались создать образное "настроение", косвенно мы решали проблемы создания и использования муляжей в выставочной деятельности. Я считаю, что в нашем музее эта проблема стоит и скоро будет приобретать остроту из-за ограниченного количества фондов. Экспозиционный прием "взаимной документации", который позволяет выявить связи, не поддающие внешним наблюдения - попытка "овеществления письменных и печатных источников, так как они трудны в качестве объектов музейной коммуникации из-за слабой аттрактивности.
Подиум - попытка образно-сюжетного построения - создание ассоциаций: представлена инстоляция на тему "Разрушения усадеб".
Выставка ориентирована в первую очередь, на одиночного посетителя. Этим во многом объясняется достаточно большое количество текстов, которые помимо информативности несут еще и эмоциональный заряд. Дополнительно к этому предполагается изучение мнения зрителей этой выставке, в настоящий момент разрабатывается методика проведения исследования и система оценок.
Подводя итоги, мне бы хотелось еще раз подчеркнуть, что выставочная деятельность музея во многом позволяет акцентировать внимание на данной проблематике, дает возможность взглянуть на эту проблему не только с научной точки зрения, но и увидеть практическую (музейную) трактовку усадебной проблематики. Особое значение сегодня приобретают мобильные, динамичные и не очень дорогие выставки (Хочется отметить, что наша выставка очень не дорогая. Достоинство это или недостаток - судить Вам). Они позволяют реагировать на потребности момента, оперативно вводить в научный оборот в специфически музейной форме публикации результаты научных исследований сотрудников музея, увеличивают число доступных для широкого зрителя музейных предметов из фондов, позволяют показывать предметы своего и других музеев в различных сочетаниях и контекстах, под разным углом зрения, таким образом, увеличивая число возникающих смыслов, расширяя информационное поле каждого музея и в целом - расширяя возможности музейной коммуникации. Любая выставка (мы хотим надеяться, что и наша) позволяет обогащать и разнообразить язык музея, экспериментировать с сочетанием приемов и методов, апробировать инновационные введения.
И еще одно обстоятельство, о котором хотелось бы сегодня сказать. Эта идея авторского коллектива, очень надеюсь, что она найдет отклик среди Вас, а может, станет и предметом обсуждения. На наш взгляд, состояние музеев (а если брать чуть шире и всех музеев) можно сравнивать с нынешним периодом. Объясню - на рубеже веков усадьбы находились в частной собственности, но общественность, в первую очередь, и государство, проявляя заботу, не посягало на целостность. Сегодня наблюдается "калька" этого события. Мы сегодня, т.е. музеи - собственность государство, однако, угроза приватизации учреждений культуры, ставит на повестку дня вопрос о сохранении целостности усадеб как единого развивающегося культурного центра; да и заботы общественности сегодня можно бы быть больше, а именно осознание в большей части общества того, что музеи хранители культуры и традиций, а также центры аккумулирования культуры в высоком смысле этого слова.
Мне бы, как руководителю творческого коллектива, хотелось бы сказать "спасибо" всем участникам проекта: Галине Павловне Федюк, которая всегда мудра и очень доброжелательно относится к нашим идеям; Светлане Львовне Гуляевой, самой спокойной и уравновешенной из нас; Ольге Андреевне Тарасовой, которая в этой работе проявила скрупулезность и всегда все записывала; Александре Евгеньевне Оторочкиной, у которой технические проблемы никогда не вызывали паники; Владимиру Алексеевичу Бутусову, художнику выставки, за его такт, терпение, мобильность и то, что он достойно выслушивал наши иногда безумные идеи и воплощал их по законам жанра - музейной экспозиции.
Но понятно, что мы бы одни не смогли в полной мере реализовать задуманное, и поэтому мы все вместе говорим спасибо: Елене Владимировне Сарычевой, главному хранителю, и всем хранителям, фондами, которых мы пользовались; Татьяне Сергеевне Анучиной - доброжелательной и удивительно работоспособной; Наталье Юрьевне Ерофеевой - за помощь в оформлении цветами; Светлане Витальевне Гордеевой и всем нашим смотрителям, которые помогали решать вопрос, связанные с чистотой и порядком. В создании выставки нам помогали и наши давние друзья - Ольга Михайловна Кокорнова, наша бывшая сотрудница, а теперь заведующая музеем шинного завода и Екатерина Орехова, заведующая сектором маркетинга Ярославской областной универсальной научной библиотеки им. Н.А.Некрасова.
В 1924 году Александр Николаевич Бенуа в статье "Ленинградские особняки" писал о проблеме их сохранения, обращая особое внимание на то, что этому была посвящена его деятельность. "Впрочем, мое ли оно или кого другого, это не так важно, а гораздо важнее указать, ввиду назревшей угрозы обречения этих памятников на гибель, чем именно мы в них обладаем и чего бы лишилась русская культура, если бы их ликвидировали вовсе или передали содержащиеся в них художественные сокровища полному и к тому же поспешному распылению". Пусть эти слова станут путеводной звездой в нашей деятельности. (Е.В.Яновская, ученый секретарь ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха")