3 июня в корпусе Бенуа Государственного Русского музея впервые в России открылась выставка всемирно-известного испанского художника, "духовного отца" современного авангарда Хуана Миро (1893-1983). В ее состав входит 88 работ, среди которых 55 скульптур из крашеной бронзы, 5 живописных работ и 28 рисунков и произведений смешанной техники. Выставка предоставлена фондом Маг, который существует в Ницце. Создавался фонд Маг на основе произведений художников, живших в Ницце - то есть практически всех художников западного авангарда, включая российского Шагала, и французского - Матисса. С галереей Маг имя Хуана Миро связано с 1948 года: тогда здесь прошла первая его выставка. И с этого времени в галерее постоянно представлены произведения этого художника.
После Русского музея выставка Хуана Миро поедет в итальянский город Роверетто, где открылся новый музей современного искусства.
"Все, что я рисую, я видел в полях или на морском берегу". - утверждал Хуан (Жоан) Миро - один из лидеров абстрактного и сюрреалистического направлений в искусстве ХХ века. Художник, чье творчество послужило появлению и успеху важнейших художественных течений, возникавших в Испании, Японии, Франции, США и других странах. Лидер и идейный вдохновитель сюрреалистического течения французский писатель Андре Бретон называл Миро "Самым красивым пером на шляпе сюрреализма".
Хуан Миро родился 20 апреля 1893 года в испанском городе Барселоне (одну из площадей города украшает сейчас известная скульптура мастера "Женщина и птица"). Место рождения во многом определило дальнейшую его судьбу.
Барселона в течение ХП - ХV1 веков была столицей Каталонской империи, в состав которой входила большая часть юго-восточной современной Испании. Когда в ХV1 веке произошло объединение Испании, столицей стал Мадрид. Каталония не желала подчиняться Мадриду. Каталонцы взяли в союзники французов, но все же потерпели поражение. Эта жажда свободы и нежелание подчиняться столице сохраняются здесь и по сей день. Каталонцы считают себя отдельной нацией. Они говорят на каталонском языке, в котором много заимствований из французского. Именно поэтому имя Миро пишется двояко: Хуан - по-испански и Жоан - на французский манер. (Каталонцем же был и уроженец Барселоны Сальвадор Дали).
Отец Миро был преуспевающим ювелиром, мальчик рос в дружной семье. Но когда семнадцатилетний Миро заявил, что хочет стать художником, отец воспротивился этому и определил сына в контору. Миро пережил нервный срыв и тяжело заболел. Выздоровление происходило на маленькой ферме в Монтроиче, к югу от Таррагоны. Этому месту суждено было стать духовной родиной Миро: прелесть земли Монтроича, природы, растений, животных, почтение ко всему, что живет и окружает, породили в нем особенную связь с миром и свою собственную манеру описывать поэтическую реальность. А в конце концов породили искусство, полное непривычных красок и техник, созданное из материалов, которые никому не приходило в голову связывать как с живописью, так и со скульптурой. В Монтроич Миро будет потом возвращаться вновь и вновь - в течение всей жизни.
В конце концов родители отменили запрет, и Миро поступил в школу авангардистского искусства, во главе которой стоял художник Франсиско Гали. Здесь Миро сделал свои первые картины маслом. А в 1918 году в Барселоне в галерее Дальмау состоялась персональная выставка молодого художника.
В 1920 году Миро уезжает в Париж, где знакомится с Пикассо, который, в свою очередь, представляет художника своим знакомым - писателям, поэтам, художникам. Много позже все они - Пьер Реверди, Мак Жакоб, Тристан Тцара, Поль Элюар, Андре Бретон, Луи Арагон, а также Октавио Пас, Жак Превер, Жак Дюпен признают в нем истинного гения. Но первая персональная выставка Миро 1921 года в Париже - не имела успеха. Когда же в 1924 году Андре Бретон опубликовал свой "Манифест Сюрреализма", в творчестве Миро начали происходить большие изменения. Манифест Бретона оказал сильное влияние на Миро. Так, например, источником вдохновения для многих его работ стал один из принципов сюрреализма, связанный с использованием бессознательного. С этого времени Миро активно участвует во всех сюрреалистических выставках. Он начинает экспериментировать с необычными материалами. Делает рисунки на наждачной бумаге, включает в них бытовые предметы (например, веревку). К 1930 году относятся первые работы из кусочков древесины, картины на дереве. Он пишет яйцом по мазониту и маслом по меди, создает живописные произведения на просмоленной и присыпанной песком бумаге, использует мешковину.
После начала гражданской войны в Испании, Миро вместе с семьей покидает родину и поселяется в Париже. Но не забывает о ней: пишет картину "Помогите Испании!", создает большое настенное полотно для павильона Испанской республики на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.
Теперь в круг его интересов вовлекается еще и керамика. Первые керамические работы Миро создает вместе с Хосе Лоренсом Артигасом, а позже и с его сыном - Гарди-Артигасом. В результате этого содружества на свет появится более 200 работ: ваз, блюд, но главным образом керамическая скульптура. Миро возродил мир керамики, связанный с культурой Средиземноморья, в изъеденных временем формах которой жизнь все также бьет ключом. Эти формы обрели силу под рукой мастера, ему удалось показать древнейший материал, казалось бы, уничтоженный временем.
В 1955 году ООН заказала Миро роспись двух стен вокруг нового здания в Париже. В результате были созданы "Солнечная Стена" и "Лунная Стена", покрытые яркими рисунками. За это творение художник получил премию фонда Гуггенхейма. Общественное признание также не заставило себя ждать. Известность и полученные деньги позволили Миро переехать в большую студию на Майорке, где он и работал все оставшуюся жизнь.
Работу над первыми скульптурами из бронзы Миро начал в 1944 году. И здесь он снова полностью разрывает с традицией, установившейся много веков назад. Благодаря тому особенному чувству, которое он с самого юного возраста испытывал ко всем формам жизни, а также благодаря уважению ко всем вещам, без которых человеку не обойтись - кувшину, вилам, корзине, стулу - Миро вызвал к существованию мир, в котором очевидная простота средств полностью слилась с неподражаемой изобретательностью. В этом мире Хуан Миро, как скульптор, показал наименее известную сторону своего характера. В 1966 году он создает первые монументальные бронзовые скульптуры, последние будут выполнены в 1981 году для Чикаго - за два года до смерти.
1960-80-е годы - время мирового признания художника. Его работы выставляются все чаще и чаще, персональные и даже передвижные выставки (выставка скульптур в Японии) открываются в Брюсселе и Париже, Нью-Йорке и Лондоне, Бремене и Токио. Но немолодой уже художник продолжает активно работать: создает настенное панно для аэропорта и керамическую стену для Барселоны, настенное панно для Национальной галереи в Вашингтоне и скульптурную группу из синтетической смолы для площади Парижа. Уже в 85-летнем возрасте, окруженный всемирной славой, только что отметивший свой юбилей, Миро обращается к новому для него жанру - витражу.
В жизни и творчестве Хуана Миро всегда были тесно связаны живопись и слово. И потому не случайна дружба художника с поэтами и прозаиками. В 1978 году Миро стал вдохновителем и организатором состоявшихся в Барселоне знаменитых Цветочных игр, возобновленных после 40-летнего перерыва, связанного с диктатурой Франко. Цветочные игры - поэтические состязания, организованные в Барселоне еще в ХIV веке по образу и подобию провансальских турниров. Своим названием состязание обязано призам, которыми были: Живой цветок, Золотой шиповник и Серебряная фиалка. Миро возглавил процессию победителей, а во время вручения наград не только продекламировал наиболее понравившееся ему стихотворение, но и тут же сделал к нему карандашную иллюстрацию.
Хуана Миро называют гением современного дизайна. Множество его рисунков, литографий, картин, керамических изделий, созданных в мастерской на Майорке, сейчас находятся в галереях и частных коллекциях всего мира. С коммерческой точки зрения Миро - один из самых продаваемых современных художников. Его абстрактные композиции, а также многочисленные литографии - неотъемлемая принадлежность современного западного общества.