30 июня после продолжительной болезни скончался художник Эдуард Семенович Гороховский, классик московского концептуализма, основатель отечественного "photo-based art". Художнику исполнилось в этом году 75 лет 12 июня, в настоящее время продолжается его персональная выставка в Мраморном дворце Государственного Русского музея "Границы прямоугольника - мое безграничное пространство". Эдуард Гороховский будет похоронен в Германии, где в г. Офенбах (Франкфурт/Майн) художник проводил значительную часть времени в последние годы своей жизни. Галерея "Файн Арт".
1929 Эдуард Семенович Гороховский родился 12 июня в Виннице, Украинская Советская Социалистическая Республика, СССР; теперь - это Украина.
1948- 1954 Окончил Одесский инженерно-строительный институт по специальности - архитектура. Посещал вечерние занятия по рисунку и живописи в Одесском художественном училище.
1954 Переехал в Новосибирск и начал работать по специальности - архитектор.
1955 Впервые участвует в групповой выставке в Новосибирске.
1956 Покинул официальную работу, занялся свободным творчеством - станковой графикой. Знакомство и тесная дружба с сибирским художником Николаем Грицюком.
1957 Начал заниматься иллюстрированием книг, к 1990 году оформил более 120 книг, в основном детских.
1967 Первая персональная выставка в выставочном зале Союза художников СССР в Новосибирске.
1968 Принят в Союз художников СССР.
1970 Знакомство с московским художником Виктором Пивоваровым и другими художниками-концептуалистами группы "Сретенский бульвар" - Ильей Кабаковым, Владимиром Янкилевским, Иваном Чуйковым, Эриком Булатовым.
1973-1974 Формирование своеобразной творческой концепции. Впервые участвует в зарубежных выставках - Братиславе (1973) и Париже (1974); в последующие годы активно участвует в выставках в США, Австралии, Германии, Франции, Японии и др. странах.
1974 Переехал в Москву, написал свою первую картину на холсте маслом, будучи до этого исключительно художником-графиком.
1977 Публикация: A.Hilton, N.Dodge, "New Art from the Soviet Union", статья в каталоге выставки в Вашингтоне.
1991 С этого года значительную часть времени живет и работает в Германии.
О себе…
Родился я в июне 1929 года под знаком близнецов. Все признаки этого знака я ощущаю в себе до сих пор. Произошло это в городе Виннице, что на Украине, то есть по сегодняшним понятиям - за границей. Самые ранние мои воспоминания связаны с рисованием, зрительные ощущения всегда были и остались для меня самыми сильными. Я обмирал, помню, при виде картинки, тем более картины, и был равнодушен к музыке. Отец с матерью были в ужасе, когда поверили в серьезность моего намерения стать художником, и сделали все, чтобы звучное слово "архитектор" связалось с моей судьбой.
Архитектурный факультет Одесского инженерно-строительного института я окончил в 1954 с красным дипломом, но моя архитектурная карьера закончилась через два года в Новосибирске, куда меня послали работать. Я ушел в свободное, но рискованное плавание в океан под названием "изобразительное искусство". Начал с книжной иллюстрации, о которой мало что знал. Учиться пришлось буквально на ходу. Первая книжка далась мне чрезвычайно трудно, потом стало легче. Я занимался книжной графикой с 1957 по 1990, проиллюстрировал более 120 книг, мои книжные иллюстрации получали дипломы, экспонировались на отечественных и международных выставках. Однако в основном я занимался творчеством и четко отличал книжный хлеб от подлинно творческой работы.
То, чем занимались я и мои друзья, стало носить название "неофициальное искусство".
Тогда, в шестидесятые и семидесятые годы это неофициальное искусство было подлинно свободным, так как оно не выставлялось, не продавалось и было абсолютно не идеологизировано. Позже, когда началась перестройка, это искусство перестало быть политическим и идеологическим криминалом - оно, как и должно быть, превратилось в товар и обрело свой денежный эквивалент.
Но вернемся в 50-ые годы в Новосибирск, где я жил и работал после окончания института. Там, в Сибири, я встретился с людьми, которые приобщили меня к искусству, о котором в институте, при жестком идеологическом контроле, даже не упоминалось. Открытием для себя импрессионизма, экспрессионизма, кубизма, русского авангарда я обязан, прежде всего, замечательному художнику Николаю Грицюку, ныне покойному. Я считаю его своим по настоящему первым учителем, который открыл мне глаза на многие вещи в искусстве.
Двадцать лет, прожитых в Сибири, были хорошей подготовкой к настоящему пониманию сути и задач искусства. Это понимание пришло после переезда в 1974 в Москву и знакомства с группой художников, именуемой сейчас "Сретенский бульвар". Семидесятые годы были заполнены интенсивной работой над поисками новой пластической выразительности. Постоянное общение художников друг с другом, обсуждение сделанного, дружеские дискуссии - давали свои результаты. Ни о каких выставках или публикациях тогда не могло быть и речи. Думаю, что все сделанное этой группой художников (И.Кабаков, В.Пивоваров, Э.Булатов и др.) отличается незамутненной чистотой и бескорыстием. Это искусство было по-настоящему свободным. Затем, вместе с перестройкой, начался тяжелый, мучительный процесс интеграции русского искусства в мировую культуру.
Публикации о московских неофициальных художниках начали появляться с 1979 г. в парижском журнале "А-Я", издаваемом русским художником И.Шелковским. До появления этого журнала власти, знавшие о существовании неофициального искусства, не реагировали на него, пока это искусство оставалось в своем подполье вне широких кругов общественности. Когда же журнал "А-Я" стал проникать в Россию и не только в нее, а факт существования неофициального искусства стал известен миру, советская власть тут же прореагировала единственным для нее известным способом - репрессиями. Мы все, так называемые неофициальные художники (каждый из нас имел и официальный статус члена Союза художников СССР), стали многократно вызываться на допросы в КГБ, где при помощи угроз от нас требовали публичного отречения от журнала и его осуждения.
К чести всех художников никто не предал журнал и не отрекся от него. Угрозы немедленно были претворены в жизнь: все мы тут же лишились работы, то есть заработка (многие из нас иллюстрировали книги в издательствах), и, думаю, далее последовали бы более крутые меры, если бы не спасительная перестройка. Начались выставки у себя в стране и за рубежом, поездки в разные страны, то есть потекла нормальная жизнь художника.
Сегодня я провожу большую часть времени в Германии, где много работаю и много выставляюсь. За спиной у меня более 220 выставок во многих странах мира, в том числе и в России. Я счастлив оттого, что могу сегодня жить и работать, где хочу и как хочу, не оглядываясь и ничего не боясь. Э.Гороховский