Галерея "Ковчег" в рамках XVI выставочного сезона приглашает Вас посетить выставку рисунков Сергея Эйзенштейна из коллекции Лидии Наумовой. Вернисаж выставки состоится 19 мая 2004 года в 18 часов.
Сергея Эйзенштейна нет необходимости подробно представлять. Создатель "Броненосца Потемкина", "Александра Невского" и "Ивана Грозного" известен не только на кинематографическом поприще, но и как автор многочисленных рисунков. Его работы сегодня хранятся в РГАЛИ (Российском государственном архиве литературы и искусства), а также в частных собраниях. Эскизы костюмов и сценические зарисовки режиссера неоднократно показывались на выставках. Одна из первых состоялась в Москве еще в 1956 году; в 1989-м - несколько листов были выставлены на аукцион Sotheby`s. Экспрессивные изображения, доходящие до откровенной фривольности, часто вызывали затруднения экспозиционеров. Однако разные составляющие эйзенштейновского рисования связаны между собой нераздельностью творческого процесса киносъемок, тем более что создавались не в "перерывах между боями", а буквально - во время.
Рисунки Эйзенштейна, сделанные во время съемок "Грозного" в Алма-Ате, "Ковчег" показывает без купюр. Эта часть наследия происходит из коллекции Лидии Наумовой (1902 - 1986), непосредственного участника кинопроцесса и свидетеля того, как создавалась эйзенштейновская графика. В одном из интервью она вспоминала о временах съемок "Ивана Грозного": "Пожалуй, в группе не было человека, кто в своих архивах не сохранил хотя бы один его рисунок. Сергей Михайлович настолько был творчески заряжен и щедр, что находился постоянно в состоянии рисования. Рисовал на чем попало и чем попало. А любой, стоявший рядом с ним, мог схватить и унести дорогую почеркушечку с собой. Но особенность моей коллекции состоит в том, что все до единого рисунка мне подарены им".
…С началом войны, когда киностудия "Ленфильм" эвакуировалась в Казахстан, известный советский актер Михаил Жаров перебрался туда со всей семьей. Так в Алма-Ате оказалась его сестра, художник Лидия Наумова. В феврале 1942 года с Лидией Ивановной был подписан договор о том, что киностудия приглашает ее "в качестве художника по разработке и выполнению эскизов костюмов для исторического двухсерийного фильма "Иван Грозный" в постановке Засл. деятеля искусств тов. Эйзенштейна С. М.".
Работа Эйзенштейна над фильмом началась еще до войны. В Алма-Ате режиссер был вынужден заново создавать творческую группу. Главным художником киноленты стал Иосиф Шпинель, ранее уже работавший с Сергеем Михайловичем над декорациями к "Александру Невскому". Реквизит, бутафория и костюмы были поручены эвакуированному из Ленинграда профессору Академии художеств Всеволоду Воинову. В 1943-м, после смерти Воинова, на Наумову легла вся ответственность за костюмы к "Ивану Грозному". Съемочная группа работала в огромном павильоне, переоборудованном из заброшенного циркового шатра. Работы было много, уставали, но "дорогого Сергея Михайловича никогда не покидал его искрометный юмор, - вспоминала Наумова. - Стоит только посмотреть на его рисунки-"фривольности", и становится понятной его яркая натура, острый, яркий, ироничный взгляд на события и людей. Он умел и на съемочной площадке создать атмосферу радости, веселья, розыгрыша".
Одновременно с выставкой в "Ковчеге" Издательский дом "Искусство" выпускает альбом рисунков Сергея Эйзенштейна из коллекции Лидии Наумовой.