2001-й год стал годом начала работы программы художественно-эстетического воспитания для детей на базе Картинной галереи Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Сама жизнь диктует необходимость подобных программ, помогающих ребенку осознать себя и свое место в стремительно меняющемся мире.
Роль искусства в воспитании растущей личности неоценима: только искусство может тонко и ненавязчиво ввести ребенка в сложный мир культуры разных эпох, помочь понять и принять нравственно-этические ценности человечества.
Целями нашей программы стали воспитание зрительской и музейной культуры, развитие творческих способностей, умений и навыков общения с произведением искусства, формирование представлений об особенностях и истории развития разных видов искусства. Но через достижение этих ближайших целей мы решаем более общие: развитие критического мышления, речи, навыков общения, взаимодействия с окружающей средой и вводим ребенка в контекст мировой художественной культуры.
Музейные педагоги начинали свою работу с учащимися художественных школ, но учителя общеобразовательных школ, работники дошкольных учреждений и заинтересованные родители, узнав о новой программе, начали приводить ребят на занятия. Сформировалась широкая возрастная аудитория из детей от 3-х лет.
Здесь, в залах Картинной галереи, экспозициях Детского музейного центра, проходят увлекательные путешествия во времени и в мире искусства. Педагог с помощью сказки и беседы, игры и лекции, экскурсии и творческих заданий создает особую атмосферу, которая помогает ребенку чувствовать себя свободно и смело раскрывать свои способности. В этом содружестве детей и музейных педагогов радостно познается не только изобразительное искусство, но и музыка, литература, история культуры.
Особенно любимы детьми итоговые театральные представления. Они не только завершают определенный этап работы, но и позволяют применить на практике полученные знания (ребята сами "творят" декорации, костюмы и текст). С детской искренностью и непосредственностью они "проживают" на сцене изученное по изображениям, фильмам, текстам. Педагоги же провоцируют детскую фантазию, умело направляют интерес и помогают в работе с материалами.
Занятия стали еще более насыщенными и комфортными для ребят после открытия в 2003 г. класса-студии, где можно свободно рисовать, лепить, моделировать ...
Постепенно сложилась система циклов для детей разного возраста:
Цикл "Мой музей" откроет ребятам двери не только Картинной галереи, но и удивительного мира изобразительного искусства, научит понимать и чувствовать язык живописи, язык художественных образов.
Цикл "Великий спор богов" поможет совершить увлекательное путешествие в мир культуры и традиций Древнего Египта и Древней Греции.
Цикл "По дорогам древних славян" познакомит с традиционной русской культурой.
Цикл "В мире музыки и живописи" показывает тесные связи двух искусств.
Тематические экскурсии по Картинной галерее расскажут о видах и жанрах изобразительного искусства, истории развития русской живописи от Андрея Рублёва до современной.
Таким образом музей делает все, чтобы искусство было для детей не холодной наукой о цвете, перспективе и композиции, а, войдя в их жизнь увлекательной игрой, стало верным другом навсегда.
И в заключение хотелось бы вспомнить древнюю восточную мудрость: пытаясь выпрямить дерево, ты искривляешь его в другую сторону. Мы обязаны бережно и с уважением относиться к личности ребенка, ведь каждый человек наделен своим талантом, своим особенным видением мира - и наша задача не ломать индивидуальность, а, напротив, посредством искусства научить не бояться себя, жить в согласии с собой и окружающим миром.